Формы, методы и технологии структурно-функциональных преобразований в сфере образования

В структурно-функциональных преобразованиях сферы образования различают следующие формы интеграции образовательных учреждений:

Кооперация – это форма интеграции, при которой путем заключения договоров осуществляется координация и согласование деятельности образовательных учреждений при сохранении их существующего статуса.

Ассоциация – форма интеграции, при которой путем объединения (слияния) нескольких образовательных учреждений осуществляется образование юридического лица с сохранением статуса юридического лица участников объединения.

Слияние – это форма интеграции, при которой осуществляется объединение с образованием нового юридического лица и вхождение в него участников на правах структурных подразделений нового образовательного учреждения.

Интеграция может происходить в горизонтальной, вертикальной и смешанной формах.

Горизонтальная интеграция предполагает объединение образовательных учреждений одного типа (например, школа-гимназия, колледж-колледж, вуз-вуз).

Вертикальная интеграция – объединение учреждений разного типа (например: школа-колледж, школа-колледж-вуз, школа-ПТУ).

Примерами смешанной интеграции могут служить такие объединения как: школа-школа-вуз, школа-коллежд-колледж-вуз).

В настоящее время действуют следующие варианты интеграции образовательных учреждений: университетский комплекс, некоммерческое объединение – ассоциация, образовательный (учебный) округ.

Университетский комплекс представляет собой много профильный университет классического типа, который организуется как одно юридическое лицо, является базой всей непрерывной многоуровневой системы образования, включает учебно-педагогический комплекс – колледжи, как важное звено ранней профессиональной ориентации и подготовки молодежи в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования, а также гимназии, лицеи, спецшколы, спецклассы, образующие среду для выявления и развития талантливой молодежи с раннего возраста.

Некоммерческие объединения – ассоциации – это другая возможная форма интегрированного процесса с организацией образовательного учреждения несколькими колледжами и вузами.

Взаимоувязка базовых государственных образовательных стандартов при интеграции образовательных учреждений всех типов позволяет сократить на 2-3 года период обучения учащихся ПТУ и колледжей, желающих получить высшее образование.

Образовательный (учебный) округ – это объединение различных типов образовательных учреждений с целью согласования образовательных программ и выполнения социального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

При проведении структурно-функциональных преобразований на основе интеграции образовательных учреждений устраняются диспропорции уровней системы образования в размещении сети образовательных учреждений, а также диспропорции между структурой подготовки специалистов и структурой их спроса на рынке.

Технологической основой деятельности интегрированных образовательных учреждений в части формирования содержания образовательных программ является набор разрабатываемых или процедур согласования учебных планов и рабочих образовательных программ различных уровней, соответствующих стандартам и реализуемых структурными подразделениями.

Необходимым элементом деятельности интегрированных образовательных учреждений является обеспеченный методами и нормативами хозяйственный механизм перераспределения внебюджетных средств между подразделениями-донорами и имеющими особую социальную и научную значимость дотационными подразделениями (например, факультеты базовой и фундаментальной подготовки).

В целях ускорения структурно-функциональных преобразований целесообразно внедрение новых, нетрадиционных методов управления на базе информационных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: