Организация и планирование научных исследований и изобретательской деятельности. Содержание и этапы научно-исследовательских работ

Содержание и этапы научно-исследовательских работ

Предпроектные исследования, их содержание и общая характеристика

Содержание подготовки процесса обучения в образовательных учреждениях.

Содержание подготовки процесса обучения в образовательных учреждениях.

Сущность организации в образовании, ее сущность, содержание, закономерности и требования.

Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Организационно-экономические и методические основы структурно-функциональных преобразований.

Цели структурно-функциональных преобразований достигаются путем решения следующих комплексов основных задач:

- разработка нормативно-правового обеспечения;

- создание методологического аппарата организационно-экономического обеспечения;

- развитие методов и форм взаимодействия системы образования с внешней средой.

Разработка нормативно-правого обеспечения включает:

1. консолидацию материальных ресурсов образовательных учреждений разных форм собственности;

2. взаимодействие финансовых потоков в сфере образования за счет средств государственных, региональных и местных бюджетов, внебюджетных фондов и спонсорства;

3. обеспечение интегрированных процессов разных видов и форм в сфере образования, обусловливающих экономию бюджетных средств;

4. разработку механизма хозяйственной и финансовой самостоятельности, автономности образовательных учреждений всех уровней.

Методический аппарат организационно-экономического обеспечения системы образования должен решать следующие задачи:

1. разработка и реализация научно-методических и инструктивных материалов определения потребности в специалистах по народному хозяйству, его отраслям и регионам;

2. разработка и реализация типовых методик и порядка применения системы критериев (основных показателей), характеризующих уровни образовательно-профессиональных программ;

3. разработка и реализация методик определения государственного заказа на подготовку специалистов в соответствии с возможностями разноуровневых бюджетов;

4. оптимизация сети образовательных учреждений в рамках бюджетных ограничений;

5. разработка и реализация методик расчета штатных нормативов преподавательского, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала для определения фонда оплаты труда по видам образовательных учреждений всех уровней с учетом дифференциации по специальностям (группам специальностей);

6. разработка и реализация типовых методик расчета сметы расходов образовательных учреждений всех уровней;

7. разработка и реализация методов исчисления налоговых льгот по видам образовательных учреждений всех уровней.

3. Принципы организации подготовки процессов обучения в образовательных учреждениях.

1. Сущность организации в образовании, его содержание, закономерности, требования

Сущность организации в образовательных учреждениях состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов учреждения, установлении необходимых связей и согласованных действий участников учебного процесса, создании условий для реализации единства экономических интересов общества, коллектива ОУ и учащихся.

Содержание организации образовательных учреждениях заключается в установлении причинно-следственных связей и закономерностей, присущих образованию, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм, методов и условий.

Организации в образовании присущи следующие закономерности:

1. Соответствие организации учреждения ее целям;

2. Соответствие форм и методов характеристикам его материально-технического базы;

3. Соответствие конкретным материально-техническим условиям и экономическим требованиям учреждения;

4. Комплексность (рассматриваются все обучающие процессы протекающие в образовательном учреждении);

5. Непрерывное улучшение организации в образованных учреждениях;

6. Соответствие форм и методов обучения внешним требованиям, повышая уровень образованности учащихся, расширяя их трудовые функций, обеспечивая привлекательность будущего труда;

7. Взаимное соответствие структуры системы управления и характеристик организации в образовательных учреждениях;

К основным требования предъявляемым к организации в образовательных учреждения относятся: гибкость; эластичность; способность быстро и с минимальными затратами перестраиваться на новые методы и формы позволяющие обеспечить выпуск специалистов способных соответствовать потребности на рынке труда.

По отношении к объекту управления выделяются процессы подготовки процесса обучения и процесса управления этой подго­товкой в образовательных учреждениях.

Содержание подготовки процесса образования осуществляется в определенной последовательности фаз единого процесса подготовки:

1. Теоретические исследования, имеющие фундаментальный и по­исковый характер;

2. Прикладные исследования, в процессе которых полученные знания находят практическое применение, в первую очередь открытие в образовательном учреждении новой специальности, а как следствие разработка лекционных курсов, практических занятий и лабораторных работ с обеспечением прикладными программами;

3. Опытно-конструкторские работы, в ходе выполнения которых полученные знания и результаты исследований реализуются в разработках технологического проектирования и проектно-организационных работ, в процессе выполнения которых разрабатываются техноло­гические методы изготовления и формы организации производства новых изделий;

4. Техническое оснащение процесса обучения, заключающееся в приобретении и изготовлении оборудования, способного обеспечить потребности по качеству и количеству, удовлетворяющему потребности для эффективной организации процесса обучения с учетом современных требований;

5. Подготовка квалифицированных специалистов, соответствующих самым высоким требованиям работодателей, т. е повысить социальную мобильность населения;

6. Обеспечение надлежащих технико-организационных условий для существенного повышения производительности труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

Содержание деятельности по организации подготовки процесса обучения в образовательных учреждениях заключается в решении главной задачи – создания условий и орга­низации процесса обучения. Для ее решения необходимо четко сочетать все многообразие подготовки учебного процесса, ра­ционально соединять личные и вещественные элементы процесса результатом чего является выпуск высококвалифицированных специалистов. В связи с этим необходимо определить экономические отношения между участниками работ призванных обеспечивать взаимосвязь и непрерывность процесса обучения, а также совершенствование системы подготовки процесса обучения.

Система подготовки процесса образования - это объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей и совокупность про­цессов научного, технического и экономического характера для подготовки высококвалифицированных специалистов, направлена на рациональное сочетание всех элементов процесса образования в пространстве и во времени, установление необходимых связей и согласование дейст­вий участников этого процесса, создание условий для повышения заинтересованности обучающихся, ученых и производственников.

Организация подготовки процессов обучения в образовательных учреждениях выражается в следующих видах деятельности:

1. Определение цели образовательного учреждения и ее ориентация на достижение этой цели;

2. Установление перечня всех работ, которые должны быть выпол­нены для достижения поставленной цели по выпуску высококвалифицированных специалистов;

3. Создание или усовершенствование организационной структуры системы образовательного учреждения;

4. Закрепление работ за соответствующим подразделени­ем (отделом, кафедрой, группой, и т.п.) учреждения;

5. Обеспечение рациональной организации труда работников и не­обходимых условий для осуществления всего комплекса работ по подготовке высококвалифицированных специалистов;

6. Установление экономических отношений между участниками процесса организации в образовательных учреждениях для выпуска высококвалифицированных специалистов, обеспечивая заинтересован­ность ученых.

3. Принципы организации подготовки процессов обучения в образовательных учреждениях.

В основе ра­циональной организации процессов обучения в образовательных учреждениях лежат общие закономерности:

1. Соответствие ор­ганизации процесса обучения поставленным целям;

2. Соответствие форм и методов организации образовательной структуры характери­стикам его материально-технической базы; профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала;

Учитывая особенности организационных процессов протекающих в образовательных учреждениях, необходимо при построении и совершенствовании системы руководствоваться рядом принципов:

1. Принцип комплексности (проведение обучения по единым стандартам);

2. Принцип специализации (закрепление специальностей по видам и характеру образовательного учреждения);

3. Принцип комплексности документации (готовность работы для дальнейшего продолжения);

4. Принцип последовательности (обеспечение поэтапной подготовки и проведения работ);

5. Принцип пропорциональность (пропускная способность подразделений);

Пропускная способность или так называемое равенство производственных возможностей можно отследить по коэффициентам учитывающим три вида ресурсов:

Коэффициент загрузки подразделения по трудовым ресурсам

, (1)

где и – пл.и фактич.трудоемкость

Р численность работающих в подразделении

Коэффициент загрузки подразделения по оборудованию

, (2)

где – трудоемкость работ, выполняемых с применением данного оборудования за определенный период времени, норм-ч.;

– действительный фонд времени;

– коэффициент переработки норм.

Коэффициент загрузки подразделения по площадям

, (3)

S – пл. и факт. площадь требуемая и фактическая для кол-ва оборудования и трудовых ресурсов

6. Принцип параллельности (совмещение во времени различных фаз, стадий, работ)

Отсюда цикл подготовки пр-ва в зависимости от выбранного метода можно рассчитать:

Метод последовательный

, (4)

Метод последовательный с перерывами

, (5)

Метод параллельно-последовательный

, (6)

– цикл фазы подготовки пр-ва; Кэт – кол-во фаз; - время перерывов между фазами; – время сокращения цикла за счет совмещения фаз.

7. Обеспечение строгой последовательности работ и прямоточности (прямосточность - обеспечение кратчайшего маршрута движения технической документации по всем стадиям подготовки процесса образования).

Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬСКИХ РАБОТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: