Олигополия, основанная на соглашении.
Соглашение предполагает согласование политики между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют:
• Открытое соглашение (картель);
• Тайное соглашение.
• Картель - форма монополии, при которой ее участники сохраняют производственную самостоятельность, но договариваются между собой о ценах, разделе рынка с целью получения монопольной прибыли.
• Картели возникли в XIX в., существовали во многих отраслях на законном основании до конца 30-х гг. XX в.
• Поскольку в большинстве стран картели законодательно запрещены и имеет место несовпадение интересов участников картеля, поэтому условия соглашения часто нарушаются.
• Тайное соглашение –негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, позволяющая фирмам максимизировать прибыль.
Наиболее типичной формой тайного соглашения является лидерство в ценах.
Лидерство в ценах – существование доминирующей фирмы при олигополии, которое проявляется в изменении цены и следовании других фирм ее примеру.
|
|
• Лидерство доминирующей фирмы возможно при условии
• Ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи (технической оснащенности).
• Он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы его предельные издержки были ниже предельных издержек конкурентов.
• Обеспечение достаточных объемов сбыта продукции остальных фирм.
Особенности олигополии:
• Не существует ясно очерченной позиции равновесия, к которой стремится фирма (как на рынке СК и МК).
• Наличие множества моделей олигополистического поведения: модель Курно, ломанной кривой спроса, доминирующей фирмы.
• Фирмы могут избрать разные стратегии конкуренции.
• Наличие «жесткости цен».
• Ценообразование по принципу: «издержки плюс».
Причины «жесткости цен»:
• Удерживание фирмой цены на постоянном уровне за счет изменения объема производства в краткосрочном периоде.
• Фирма готовится к возможным колебаниям спроса путем изменения загрузки производственных мощностей.
• Изменение цен связано со значительными расходами для крупных фирм: смена ценников, переиздание каталогов, изменение договоров (контрактов).
• U- образный характер кривой AVC олигополии
Ценообразование по принципу: «издержки плюс»
• Вначале рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (75-80%) для возможности гибкого реагирования на изменение конъюнктуры рынка.
• Наибольший удельный вес имеют переменные издержки (VC). К их средней величине прибавляется определенный %, который включает средние постоянные издержки (AFC) и нормальную прибыль:
|
|
P = AVC+%.
Оценка олигополии
• Традиционная точка зрения:
Олигополия – частный случай монополии, следовательно, она действует аналогично. Тайный сговор может привести к ситуации чистой монополии.
• Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта:
Олигополии необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Только крупные фирмы способны финансировать дорогостоящие НИОКР.
Монополия
Условия существования:
• Единственная фирма-гигант.
• Уникальность продукции.
• Непреодолимые барьеры.
• Полная информация.
Особенность монополии:
• Фирма является ценодателем.
• Предложение фирмы и отрасли совпадают. Фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценой. Она может поднять цену на свою продукцию и не потерять в спросе.
Предельный доход (MR) фирмы-монополиста
• Для продажи одной дополнительной единицы товара, фирма-монополист должна снизить цену на эту единицу товара. В итоге суммарный доход снижается.
• После снижения цены фирма-монополист вынуждена продавать по более низкой цене всю продукцию.
• Предельный доход (MR) всегда меньше цены товара. Кривая (MR) всегда лежит ниже кривой спроса (D).
Кривая спроса и предельного дохода фирмы-монополиста
Кривая общего дохода (TR)фирмы-монополиста
Особенность кривой спроса фирмы-монополиста
1) Если E>1, спрос эластичен. С ростом продаж валовой доход (TR) увеличивается. MR>0.
2) E=1, Спрос имеет единичную эластичность. Общий доход(TR)- максимальный. MR=0.
3) E<1, спрос неэластичен. Величина общего дохода (TR) сокращается. MR<0.
Монополист всегда оперирует только на эластичном участке спроса. Объем его производства никогда не выйдет за пределы, когда спрос становится неэластичным.
• Условия существования чистой монополии:
1). Наличие единственного продавца и отсутствие реальных альтернатив; выпускаемый продукт уникален.
2). Существование входных и выходных барьеров в отрасли.
Барьер – препятствие для проникновения на рынок новых фирм-конкурентов и попыткам действующих фирм ухода с него.
Различают входные и выходные барьеры.
• Входные барьеры:
• Высокий уровень капиталоемкости – технологические преимущества, определяемые крупным масштабом производства.
• Законодательное препятствие для вступления новых фирм в отрасль.
• Выгодное территориальное размещение.
• Наличие патентов и лицензий.
• Патент ограничивает право пользования технологией или право выпуска продукции в течение определенного периода (17 лет).
Лицензия – разрешение на предпринимательскую деятельность в данной области.
Франшиза – исключительные права на продажу товара монополии по ценам, которые она определяет.
Сущность входных барьеров – доведение затрат, связанных с проникновением на рынок до такого высокого уровня, чтобы стала очень высокой окупаемость инвестиционных капиталов. Риск для проникновения новичков в отрасль увеличивается.
• Выходные барьеры
• Принуждают фирму продолжать функционирование в отраслях с низкой рентабельностью или с отсутствующими доходами на вложенный капитал.
Причины установления:
ü Необходимость списания крупных инвестиций.
ü Вмешательство государства.
ü Большие затраты на ликвидацию предприятия.
ü Требования профсоюзов.
Классификация монополий
• Естественная
• Искусственная
• Случайная
• Административная
1.Естественная монополия
• Формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства.
• Возникает там, где конкуренция либо физически невозможна, либо экономически неэффективна (потребление энергии, газа, ж/д транспорт, связь).
• Создается, когда одна фирма способна обеспечить более низкие издержки.
|
|
2.Искусственная монополия
• Возникает на основе сговора или подавления конкурентов.
3.Случайная монополия
• Результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши.
• Случайная монополия может перерасти в искусственную, если:
• Движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;
• Данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.
4.Административная монополия
Возникает в нерыночном хозяйстве (в плановой экономике). Базируется на государственной форме собственности, действующая в условиях дефицита и «закрытой экономики» (ограждает себя от иностранных конкурентов).
Прибыль фирмы-монополиста
• Оценка деятельности монополиста
• Монопольная цена превышает величину предельного дохода и предельных издержек:
Pm > MR = MC.
• Монопольная цена обеспечивает фирме-монополисту получение сверхприбыли, которая является стабильной величиной, до тех пор, пока удается ограничивать вход в отрасль; пока существенно не изменится спрос.
• Оценка монополии
• Потребители получают меньше продукции, чем в условиях СК и платят более высокую цену. Следовательно, общество несет потери.
• Монополия вызывает перераспределение богатства в свою пользу.
• У монополиста снижается стимул к техническому совершенствованию производства, улучшению качества продукции.
• Оценка монополии
• Монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии.
• Полученная сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР, изучать общественные потребности.
• Монополист может разделить рынок на разные сектора, в зависимости от эластичности спроса, и назначить разным группам покупателей разные цены – дискриминация цен.
Показатели монопольной власти
• Индекс Лернера: I = (Pm – MC)/Pm;
• Чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем ближе индекс к единице, тем больше степень монопольной власти фирмы.
• В связи со сложностью подсчета величины предельных издержек, используют показатель средних издержек (AC).
|
|
• Индекс Херфиндаля-Хиршмана
• Используют для измерения концентрации рынка; рассчитывается путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.
I = P1² + P2 ²+…+ Pn², где
Р – доля рынка конкретной фирмы, выраженная в %.
Индекс увеличивается с увеличением концентрации рынка.
• Для отрасли со 100 фирмами- I = 100
• Для отрасли с 10 фирмами – I = 1000
• Для отрасли с 1 фирмой – I = 10000
• Х - неэффективность