Олигополия доминирующей фирмы

Олигополия, основанная на соглашении.

Соглашение предполагает согласование политики между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют:

Открытое соглашение (картель);

Тайное соглашение.

Картель - форма монополии, при которой ее участники сохраняют производственную самостоятельность, но договариваются между собой о ценах, разделе рынка с целью получения монопольной прибыли.

• Картели возникли в XIX в., существовали во многих отраслях на законном основании до конца 30-х гг. XX в.

• Поскольку в большинстве стран картели законодательно запрещены и имеет место несовпадение интересов участников картеля, поэтому условия соглашения часто нарушаются.

Тайное соглашение –негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, позволяющая фирмам максимизировать прибыль.

Наиболее типичной формой тайного соглашения является лидерство в ценах.

Лидерство в ценах – существование доминирующей фирмы при олигополии, которое проявляется в изменении цены и следовании других фирм ее примеру.

• Лидерство доминирующей фирмы возможно при условии

• Ценовой лидер должен превосходить всех по экономической мощи (технической оснащенности).

• Он должен устанавливать такой уровень цен, чтобы его предельные издержки были ниже предельных издержек конкурентов.

• Обеспечение достаточных объемов сбыта продукции остальных фирм.

Особенности олигополии:

• Не существует ясно очерченной позиции равновесия, к которой стремится фирма (как на рынке СК и МК).

• Наличие множества моделей олигополистического поведения: модель Курно, ломанной кривой спроса, доминирующей фирмы.

• Фирмы могут избрать разные стратегии конкуренции.

• Наличие «жесткости цен».

• Ценообразование по принципу: «издержки плюс».

Причины «жесткости цен»:

• Удерживание фирмой цены на постоянном уровне за счет изменения объема производства в краткосрочном периоде.

• Фирма готовится к возможным колебаниям спроса путем изменения загрузки производственных мощностей.

• Изменение цен связано со значительными расходами для крупных фирм: смена ценников, переиздание каталогов, изменение договоров (контрактов).

• U- образный характер кривой AVC олигополии

Ценообразование по принципу: «издержки плюс»

Вначале рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (75-80%) для возможности гибкого реагирования на изменение конъюнктуры рынка.

Наибольший удельный вес имеют переменные издержки (VC). К их средней величине прибавляется определенный %, который включает средние постоянные издержки (AFC) и нормальную прибыль:

P = AVC+%.

Оценка олигополии

Традиционная точка зрения:

Олигополия – частный случай монополии, следовательно, она действует аналогично. Тайный сговор может привести к ситуации чистой монополии.

Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта:

Олигополии необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Только крупные фирмы способны финансировать дорогостоящие НИОКР.

Монополия

Условия существования:

• Единственная фирма-гигант.

• Уникальность продукции.

• Непреодолимые барьеры.

• Полная информация.

Особенность монополии:

• Фирма является ценодателем.

• Предложение фирмы и отрасли совпадают. Фирма обладает полным и абсолютным контролем над ценой. Она может поднять цену на свою продукцию и не потерять в спросе.

Предельный доход (MR) фирмы-монополиста

• Для продажи одной дополнительной единицы товара, фирма-монополист должна снизить цену на эту единицу товара. В итоге суммарный доход снижается.

• После снижения цены фирма-монополист вынуждена продавать по более низкой цене всю продукцию.

• Предельный доход (MR) всегда меньше цены товара. Кривая (MR) всегда лежит ниже кривой спроса (D).

Кривая спроса и предельного дохода фирмы-монополиста

Кривая общего дохода (TR)фирмы-монополиста

Особенность кривой спроса фирмы-монополиста

1) Если E>1, спрос эластичен. С ростом продаж валовой доход (TR) увеличивается. MR>0.

2) E=1, Спрос имеет единичную эластичность. Общий доход(TR)- максимальный. MR=0.

3) E<1, спрос неэластичен. Величина общего дохода (TR) сокращается. MR<0.

Монополист всегда оперирует только на эластичном участке спроса. Объем его производства никогда не выйдет за пределы, когда спрос становится неэластичным.

• Условия существования чистой монополии:

1). Наличие единственного продавца и отсутствие реальных альтернатив; выпускаемый продукт уникален.

2). Существование входных и выходных барьеров в отрасли.

Барьер – препятствие для проникновения на рынок новых фирм-конкурентов и попыткам действующих фирм ухода с него.

Различают входные и выходные барьеры.

• Входные барьеры:

• Высокий уровень капиталоемкости – технологические преимущества, определяемые крупным масштабом производства.

• Законодательное препятствие для вступления новых фирм в отрасль.

• Выгодное территориальное размещение.

• Наличие патентов и лицензий.

Патент ограничивает право пользования технологией или право выпуска продукции в течение определенного периода (17 лет).
Лицензия – разрешение на предпринимательскую деятельность в данной области.
Франшиза – исключительные права на продажу товара монополии по ценам, которые она определяет.

Сущность входных барьеров – доведение затрат, связанных с проникновением на рынок до такого высокого уровня, чтобы стала очень высокой окупаемость инвестиционных капиталов. Риск для проникновения новичков в отрасль увеличивается.

• Выходные барьеры

• Принуждают фирму продолжать функционирование в отраслях с низкой рентабельностью или с отсутствующими доходами на вложенный капитал.

Причины установления:

ü Необходимость списания крупных инвестиций.

ü Вмешательство государства.

ü Большие затраты на ликвидацию предприятия.

ü Требования профсоюзов.

Классификация монополий

Естественная

Искусственная

Случайная

Административная

1.Естественная монополия

• Формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства.

• Возникает там, где конкуренция либо физически невозможна, либо экономически неэффективна (потребление энергии, газа, ж/д транспорт, связь).

• Создается, когда одна фирма способна обеспечить более низкие издержки.

2.Искусственная монополия

• Возникает на основе сговора или подавления конкурентов.

3.Случайная монополия

• Результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши.

• Случайная монополия может перерасти в искусственную, если:

• Движение экономики не подчиняется естественным законам рынка;

• Данная экономическая ситуация закрепляется искусственно.

4.Административная монополия

Возникает в нерыночном хозяйстве (в плановой экономике). Базируется на государственной форме собственности, действующая в условиях дефицита и «закрытой экономики» (ограждает себя от иностранных конкурентов).

Прибыль фирмы-монополиста

• Оценка деятельности монополиста

• Монопольная цена превышает величину предельного дохода и предельных издержек:

Pm > MR = MC.

• Монопольная цена обеспечивает фирме-монополисту получение сверхприбыли, которая является стабильной величиной, до тех пор, пока удается ограничивать вход в отрасль; пока существенно не изменится спрос.

• Оценка монополии

• Потребители получают меньше продукции, чем в условиях СК и платят более высокую цену. Следовательно, общество несет потери.

• Монополия вызывает перераспределение богатства в свою пользу.

• У монополиста снижается стимул к техническому совершенствованию производства, улучшению качества продукции.

• Оценка монополии

• Монополия играет ведущую роль в совершенствовании технологии.

• Полученная сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР, изучать общественные потребности.

• Монополист может разделить рынок на разные сектора, в зависимости от эластичности спроса, и назначить разным группам покупателей разные цены – дискриминация цен.

Показатели монопольной власти

Индекс Лернера: I = (Pm – MC)/Pm;

• Чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем ближе индекс к единице, тем больше степень монопольной власти фирмы.

• В связи со сложностью подсчета величины предельных издержек, используют показатель средних издержек (AC).

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

• Используют для измерения концентрации рынка; рассчитывается путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.

I = P1² + P2 ²+…+ Pn², где

Р – доля рынка конкретной фирмы, выраженная в %.

Индекс увеличивается с увеличением концентрации рынка.

Для отрасли со 100 фирмами- I = 100

Для отрасли с 10 фирмами – I = 1000

Для отрасли с 1 фирмой – I = 10000

Х - неэффективность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: