Негативные последствия олигополии

• олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;

• заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. Это снижает уровень удовлетворения потребностей людей.

• олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

• Несовершенство информации.

Какой из методов антимонопольной политики, применяемых к искусственным монополиям, по вашему мнению, наилучший и почему? Почему методы, применяемые к искусственным монополям, не подходят для естественных монополий? Объяснить и показать графически.

Искусcтвенная монополия складывается в ходе сговора и подавления конкурентов, нарушая конкурентную среду. Говоря об искусcтвенной монополии, мы имеем ввиду не только чистую монополию, но и о двух разновидностях олигополии - о картеле и картелеподобной структуре. Это оправдано тем, что во всех перечисленных случаях доминирование на рынке фирмы в той или иной мере способны действовать как единое целое, т.е. проявляют признаки монополистического господства.

Главной целью любой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем регулирования их деятельности без попыток устранения монополистической структуры рынка. Напротив, в случае искусственного монополизма основным направлением является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Для определения степени монополизации рынка используют следующие показатели:

1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень контроля рынка крупнейшими фирмами отрасли.

IHH=X12 + Х22+...+Хn2.

В условиях совершенной конкуренции данный индекс <1, при чистой монополии равен 10000. В зарубежной практике рынок монополизирован, если: в Зарубежной Европе данный индекс =2000, в США=1500.

В Росии фирма считается монопольной, если она контролирует >=60% объема продаж.

2. Так же используется на практике индекс Лернера

L=(P-MC)/P=-1/E,

Где L-показатель рыночной власти, Р- цена на продукцию фирмы при определенной величине продаж, а МС- предельные издержки при той же величине продаж. Чем больше разница между монопольной и конкурентной ценами, тем значительнее рыночная власть фирмы.

При совершенной конкуренции данный коэффициент стремится к нулю, при монополии к единице.

Для ограничения монопольной власти могут использоваться следующие меры:

Законодательные меры:

o Ограничение контроля над рынком

o Запрет соглашений о ценах

o Запрет соглашений о разделе рынков

o Установление набора предоставляемых услуг

o Контроль над слияниями

o Контроль за соглашении об использовании продкуции

o Запрет на установление розничных цен

o Запрет соглашений о предоставлении исключительных прав

Экономические меры:

o Косвенное регулирование

o Налогообложение продукции

o Налогообложение сверхприбылей

o Прямое регулирование

o Установление «потолка цен»

o Установление предела нормы прибыли

Картелеподобная структура рынка. Механизм координации действий олигополистов: лидерство в ценах (барометрическое, на основе низких издержек, доминирующей фирмы); схема «издержки плюс»; фокальные точки. Объснить и показать графически.

Компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором представляет собой картелеподобная структура рынка, или «игра по правилам». Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой — уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия (равновесия Курно). Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» являются:

1.Барометрическое лидерство. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма, а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние некоординированной олигополии.

Лидерство на основе низких издержек. Фирмы делят рынок пополам, но у одной более низкие издержки, следовательно, одна фирма будет за этот счет вытеснять другую, ещё больше снижая свои издержки за счет введения (к примеру) новых технологий.

Пояснение:

На рынке 2 фирмы, производящие один и тот же продукт и делящие рынок ровно пополам. Существуют одинаковые кривые спроса D1 (совпадают) и предельного дохода MR1. Пусть предельные издержки Ф1 имеют более низкую кривую (MC1), чем предельные издержки Ф2. Фирма-лидер действует по правилу MR=MC. Она установит объем выпуска QA и цену PA. Вторая фирма с более высокими издержками (MR2) могла бы попытаться максимизировать прибыль, ориентируясь на пересечение кривой предельного дохода (MR1), т.е. на точку QF. Видно, что соответствующая цена выше выше первой фирмы (PF>PA). Покупатели заинтересованы приобрести однородные товары там, где они дешевле. Каков будет оптимальный объем производства и цена второй фирмы? Меньше, чем QA (производство нецелесообразно). Ведь MC2<MR2. Больше – тоже невыгодно (т.к. MC2>MR1). Следовательно, вторая фирма, как и первая, изберет объем производства QA и соответствующую ему цену PA.

Лидерство доминирующей фирмы.

Лидерство фирмы-доминанта – ценовые предложения лидера невозможно отклонить.

Пояснение:

На графике суммарное предложение мелких конкурентов показано в виде кривой SF. Этому предложению противостоит отраслевой спрос D. Задушить каждого из малых конкурентов фирма не в состоянии. Для каждого уровня цен конкуренты произведут столько продукции, сколько позволяет их кривая предложения SF. Индивидуальная кривая спроса на продукцию лидера будет складываться по остаточному принципу, вычитая из отраслевого спроса D количество товаров, которое поставят конкуренты. При цене P0 мелкие конкуренты могут удовлетворить весь отраслевой спрос (SF=D), спроса на продукцию лидера не будет вовсе. Итак, кривая спроса на продукцию лидера (DL=D-SF). Оптимальный уровень производства (QL) и цену (PL) находим на пересечении кривых предельного дохода (MRL) и кривой предельных издержек (MCL). Конкуренты-ценополучатели поддержат этот уровень цен и в соответствии с кривой своего предложения выпустят QF товаров.

2.Схема «издержки плюс». Установление цен фирмами по методике, признанной всеми фирмами. Как следствие, ценообразование будет понятно всем фирмам и исключит ценовые войны. Основа для единого ценообразования – методика «издержек плюс». Фирмы закладывают цены, которые покрывают P=AVC+K, где К – некие коэффициент, который формируется либо интуитивно, либо с учетом эластичности спроса на продукцию. В конечно счете, цена формируется на основе маржинального анализа.

3.Фокальные точки.

Фирмы посылают друг другу сигналы о планах своей ценовой политики. Например, если фирма устанавливает цену 999$, то она информирует другие фирмы, что не превысит цену в 1000$.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: