Модели олигополии, основанные на кооперативной стратегии

Фирмам в условиях олигополии зачастую выгодно, определив объем производства, который максимизирует общую прибыль отрасли, разделить рынок межу собой, учредив таким образом картель.

Картель — это оформленное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованных цен. Оно может предусматривать а) установление объемов выпуска для всех участников; б) цены на продаваемый товар или на покупаемые ресурсы (например, рабочую силу); в) раздел рынков сбыта.

Если фирмы объединяются с целью регулирования цен и раздела рынка ресурсов, идет речь о монопсонии.

Анализ рыночного равновесия фирм-олигопо листов, которые организуются в картель для раздела рынка, аналогичен анализу равновесия фирмы-монополиста.

На рис. 6.10 построен график для фирм, которые выпускают одинаковую продукцию и имеют сходные издержки производства. Если бы в данной отрасли наблюдалась ситуация совершенной конкуренции, то фирмы делили бы рынок между собой поровну, производили товар в количестве Q1 и продавали его по цене Р1. Объединившись в организацию картельного типа, фирмы снижают объем продаж до уровня Q2, повышая цену на него до уровня Р2. При этом фирмы в отрасли получат экономическую прибыль, аналогичную той, что получает чистая монополия. Заштрихованный прямоугольник на рис. 6.10 иллюстрирует величину экономической прибыли фирм. Его площадь равна разнице между ценой и долгосрочными средними издержками, умноженной на объем продаж. Такую же прибыль при аналогичных издержках имела бы чистая монополия.

Рис.6.10 - Получение экономической прибыли картелем

Каждая фирма будет максимизировать собственную прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек, но цены на рынке одни для всех, поэтому предельные издержки также должны выровняться (см. рис. 6.11).

Анализ рыночного равновесия фирм-олигополистов, которые организуются в картель для раздела рынка, аналогичен анализу равновесия фирмы-монополиста.

Рис.6.11 – Рыночная цена и предельные издержки дуополистов

Если какая-то фирма (например фирма 2) имеет меньшие издержки, то она должна увеличивать свой объем продаж на рынке до тех пор, пока ее предельные издержки не возрастут и сравняются с предельными издержками конкурента (фирмы 1). Фирма 2 будут продавать на рынке больше товара, чем фирма 1, но обе — по одинаковой цене, неся одинаковые предельные издержки.

Если какая-то фирма (например фирма 2) имеет меньшие издержки, то она должна увеличивать свой объем продаж на рынке до тех пор, пока ее предельные издержки не возрастут и сравняются с предельными издержками конкурента (фирмы 1). Фирма 2 будут продавать на рынке больше товара, чем фирма 1, но обе — по одинаковой цене, неся одинаковые предельные издержки.

Поскольку предельные издержки фирм одинаковы, на рис. 6.12 их возможные точки равновесия совпадут с точками касания изопрофитных кривых обеих фирм (A, B, C, D).

Предельная прибыль фирм должна быть одинакова, иначе более прибыльная фирма ради выгоды продавала бы больше товара. Комбинации объемов производства обеих фирм, соответствующие точкам касания изопрофитных кривых, показывают максимальную прибыль для всей отрасли.

Рис.6.12 - Возможные точки равновесия в ситуации дуополии при игре с кооперативной стратегией установления объемов производства

Предельная прибыль фирм должна быть одинакова, иначе более прибыльная фирма ради выгоды продавала бы больше товара. Комбинации объемов производства обеих фирм, соответствующие точкам касания изопрофитных кривых, показывают максимальную прибыль для всей отрасли.

               
   
     
 
     
 
 


Антимонопольное законодательство Препятствия для кооперативной стратегии фирм Большое число мошенничество фирм Разница в издержках

Таким образом, вариантов равновесия в ситуации с картелем может быть несколько.

Нельзя исключать, что кто-либо из членов картеля попытается увеличить собственный объем продаж, перейдя на более выгодную изопрофитную кривую в расчете, что другие участники сохранят оговоренный объем продаж. Тот, кто первым решится смошенничать и нарушить правила раздела рынков, окажется в выигрыше. Чтобы картель устойчиво существовал, он должен иметь возможности для наказания своих участников за подобное поведение.

На рис. 6.13а показаны графики отраслевого спроса, предельных доходов и издержек в отрасли, а на рис. 6.13б — кривые средних и предельных издержек для отдельной фирмы.

В условиях конкуренции между фирмами отраслевой объем выпуска сложится на уровне Q1 при цене Р1. Объем продаж отдельной фирмы составляет q1. Если фирмы вступят в сговор с целью раздела рынков и завышения цен, то цена возрастет до Р2, а объем продаж снизится до Q2. При этом квота отдельной фирмы — члена картеля составит q2. Однако при цене Р2 фирме выгодно увеличить объем продаж до q3, так как именно такой выпуск позволяет максимизировать прибыль (рыночная цена равна предельным издержкам фирмы). У фирмы есть стимул смошенничать — превысить свою квоту продаж. Но такой же стимул имеют и другие члены картеля. Если все они увеличат свой выпуск, то рыночный объем продаж возрастет до Q3, а цены снизятся до Р3, что только не принесет экономической прибыли фирмам, но даже причинит им убытки.

В условиях конкуренции между фирмами отраслевой объем выпуска сложится на уровне Q1 при цене Р1. Объем продаж отдельной фирмы составляет q1. Если фирмы вступят в сговор с целью раздела рынков и завышения цен, то цена возрастет до Р2, а объем продаж снизится до Q2. При этом квота отдельной фирмы — члена картеля составит q2. Однако при цене Р2 фирме выгодно увеличить объем продаж до q3, так как именно такой выпуск позволяет максимизировать прибыль (рыночная цена равна предельным издержкам фирмы). У фирмы есть стимул смошенничать — превысить свою квоту продаж. Но такой же стимул имеют и другие члены картеля. Если все они увеличат свой выпуск, то рыночный объем продаж возрастет до Q3, а цены снизятся до Р3, что только не принесет экономической прибыли фирмам, но даже причинит им убытки. Картель не сможет существовать.

Серьезным препятствием для сговора между олигополистами и раздела рынков являются различия в спросе, издержках и оптимальных ценах для разных фирм в отрасли, что затрудняет взаимопонимание между игроками.

Чем больше в рассматриваемой отрасли взаимодействует фирм, тем труднее им договориться между собой и тем меньше вероятность заключения картельных соглашений. Кроме того, хотя вступление новых фирм в олигополистическую отрасль и затруднено, но возможно, и приход новых игроков нарушит достигнутое равновесие.

И наконец, антимонопольное законодательство препятствует монополизации рынков и сговору между фирмами. В большинстве развитых стран открытое картельное соглашение почти невозможно или, во всяком случае, затруднено. Однако существует возможность тайного сговора — взаимодействия фирм-олигополистов с целью раздела рынка и установления согласованных цен, не оформляемого официальными соглашениями. Государству конечно, труднее проконтролировать тайный сговор между участниками отрасли, однако в этом случае надежность соглашений слабее, шансов смошенничать у фирм больше, а возможностей наказать мошенничество других — меньше.

Тайный сговор — это взаимодействие фирм-олигополистов с целью раздела рынка и установления согласованных цен; в большинстве стран преследуется законодательно и потому осуществляется тайно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: