Понятие хозяйствующего субъекта (предприятия)

Первоначальное значение слова предприятие: «Задуманное, предпринятое кем-либо дело» – такое определение дано в толковом словаре русского языка С.Ожегова. Причем оно существовало гораздо раньше, чем другое, более распространенное сегодня: «Производственное или хозяйственное учреждение: завод, фабрика, мастерская». И в своем первоначальном значении оно имеет синонимами слова: действие, приключение. А, такое юридическое определение как «совместное предприятие» на английский язык переводится как «joint venture». Но, venture - это уже, почти буквально, - и «приключение», и «авантюра», то есть действия связанные с риском.

Рассмотрим концепцию «Предприятие» подробнее. Для удовлетворения своих потребностей человек должен совершить определенную последовательность действий. Чем дальше находится цель, которую желает достичь человек, чем больше препятствий на его пути, тем больше нужно будет совершить согласованных действий, то есть таких, которые, будучи совершены последовательно, приведут к достижению поставленной цели.

Еще лучше, если будет иметься план таких действий. Тогда запланированную, согласованную с другими людьми последовательность действий можно будет назвать предприятием.

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги. В условиях современной экономики предприятие является основным звеном всей системы, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Для начала работы предприятию требуется капитал.

Вопрос наличия стартового капитала - краеугольный камень любого бизнеса, даже самого маленького. Предположим, предприниматель решил вести дело на дому и в целях экономии средств не нанимать работников. В этом случае ему все равно потребуются деньги на регистрацию, закупку хотя бы минимального набора техники, расходных материалов. Ну, а если для бизнеса необходимо помещение и персонал, то расходы вырастают в несколько раз.

К примеру, для открытия такого не самого капиталоемкого вида предприятия, каким является туристическое агентство, необходима сумма примерно в 200 - 300 тыс. руб. без учета стоимости аренды и заработной платы персонала в первые несколько месяцев работы.

Для открытия небольшого продовольственного магазина предпринимателю понадобится уже не менее 800 - 1000 тыс. руб.

Ну, а чтобы запустить производство, бизнесмен должен обладать еще более внушительной суммой.

Здесь важен следующий момент: предприятие (организация, фирма) не является собственником ресурсов. В курсе экономической теории обращается особое внимание на то, что в экономике действуют домохозяйства и фирмы.

Цель домохозяйств – получить как можно больше благ в обмен на ресурсы, которыми они владеют. Фирмы не могут владеть никакими ресурсами, просто потому, что это – структуры, созданные людьми (владельцами ресурсов) для производства благ. Формальная цель фирм – только получение прибыли. Это довольно простое рассуждение оказывается весьма сложным для понимания. Ведь фирмы фактически имеют право лишь управлять доверенным им имуществом (ресурсами) с целью получения прибыли.

Процесс формирования структуры капитала следующий. Прежде, чем производство будет организовано, должны быть куплены или арендованы здания, необходимое оборудование, приняты на работу рабочие и управляющие. Затем, будут нужны средства на приобретения сырья и материалов, из которых будут изготовлены изделия.

На втором этапе осуществляется процесс производства.

На третьем этапе произведенная готовая продукция (работы, услуги) реализуются на рынке, а капитал, затраченный на производство должен вернуться с прибылью.

Капитал предприятия имеет следующие характеристики

1. ликвидность. Это – очень важная его характеристика. Вообще говоря, любой владелец капитала всегда находится перед выбором: что лучше – высокая ликвидность (возможность в любой момент обменять капитал на какие-либо блага) или рентабельность капитала, вложенного в предприятие.

2. Рентабельностью в данном случае будет отношение полученной прибыли к величине вложенного капитала. Проблема заключается в том, что деньги в руках (это самый ликвидный капитал) вы держите сейчас, а прибыль получите только через какое-то время. Можно и вообще все потерять. И, как правило, чем больше возможная прибыль, тем больше риск

Помимо ликвидности и рентабельности предприятия оценивается также состояние его имущества и качество структуры капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: