Основной вопрос философии

В 7 в до н.э. возникает философия(?) - 7в. осевое время истории. Во многих частях света возникли философские школы.

Первая сторона основного вопроса философии - онтологическая. В ее основании следующий вопрос - какова сущность мира? Материальна она или идеальна? Обычно мы говорим, что первая сторона основного вопроса философии - что первично- материя или дух(сознание, идея)?

Этот вопрос так или иначе связан с двойственностью самого человека, с тем,что он представляет единство души и тела. И в мире человек находит тоже самое соотношение и, конечно, задумывается над вопросом - какова связь материального и духовного?

Что первично материя или сознание? В философии на эту тему возникло 2 лагеря-

1. материализм

2.идеализм.

Понятиями материя и дух пользуются как материалисты, так и идеалисты.

Субстанция -.......

Возникает закономерный вопрос - сколько субстанций лежит в основании мира? Возникают следующие трактовки - возникает монизм - философское учение, которое считает, что в основании мира лежит одна субстанция(материя, если это материализм; идея, если это идеализм). Дуализм - философское направление, которое считает, что в основании мира 2 субстанции. Известным дуалистом был Рене Декарт, который считал, что в мире в равной мере с равными правами существует как материальная субстанция, так и духовная.

Спиноза: "Субстанция - то, что само себя через себя же и определяет".

Признаки субстанции:

1. Самодостаточность. Субстанция - это причина самой себя. Т.е. источники развития находятся в самой субстанции.

2. Независимость - субстанции не должны зависеть ни от чего другого.

Согласно принципу субстанциональности все, что возникает в мире является результатом развития самой субстанции: идеи являются продуктом развития материи, согласно идеализму, мат.мир является продуктом развития духовной сущности.

Материализм - философское направление, которое признает первичность материального начала(природы, космоса, общества) и вторичность,производность идеального(). Согласно материализму утверждается несотворенность и неуничтожимость материи. Само сознание может рассматриваться как отражение материального мира.

Материя(по Ленину) - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Аристотель: "Материя - всего лишь потенциальная возможность всего существующего, реально же существуют вещи"

Марксизм создает так называемый исторический и ____ материализм. В основании общества лежит материальная база(согласно Марксу) - способ производства материальных благ, а само общественное сознание зависит от уровня производительных сил.

Школу материализма нередко обозначают как линию Демокрита. Идеализм представлен как линия Платона.

Идеализм утверждает первичность начала и вторичность всего материального

Различают объективный и субъективный идеализм.

Согласно объективному идеализму, духовное начало определяется как независимое от человека и человечества в целом, а субъективный идеализм определяет мир как совокупность человеческих ощущений и представлений о мире, т.е. весь мир сводится к ощущениям.

В основании первой стороны основного вопроса философии лежит вопрос - что есть мир сам по себе, независимо от меня? Может ли он быть прозрачным для человеческого сознания? Возникает переход ко второй стороне основного вопроса философии - познаваем ли мир(мир, который есть на самом деле, который существует сам по себе)? Гносеологическая сторона вопрос познаваем мир? Конкретизируется в другом вопросе - как относится наше представление и понятие о мире к самому миру? Это вопрос о возможности достоверности познания мира. Это фактически вопрос об истине. В зависимости от ответа на этот вопрос выдвигаются такие ветви:

1. Гносеологический оптимизм - это учение тех философов, который считают, что абсолютная истина, в принципе. Достижима, то есть мир можно в принципе познать.

2.Го пессимизм, который разделяется на философский:

1. Скептицизм - выдвигает сомнения по поводу познаваемости мира. Любое суждение о предмете может быть дополнено противоположным. О вещах можно высказывать противоположные суждения.(например для кого-то вишня сладкая, для кого-то кислая)

Вывод: не нужно познать сущность вещи.

Иррон(4век до н.э.) возникло направление скептицизм, основанное Ирроном. Суждение - критерием истины является видимость, если нечто кажется горьким, то соответствующее утверждение является истинным. Достоверно лишь чувственное восприятие. Отрицается значимость рационального познания. Для них все другие философы - догматики. Выносят требование воздержания от окончательных суждений.

Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют " - разным людям свойственно разное знание. Скептицизм выливается в релятивизм. Как оно кажется, так оно и есть. Скептики продуцировали вопрос - что есть знание? Какие признаки у знаний? На этот вопрос ответил Эммануил Кант - знание это то что обладает 3-мя свойствами - необходимость, всеобщность, обоснованность. Канта часто относят и к агностицизму.

2. Агностицизм - это философское направление, отрицающее принципиальную познаваемость мира, возможность решения вопроса об истинном познании.

"Абсолютной истины нет"

У Канта есть различия: "вещь для нас" - это феномен (или явление - то, как вещь мне дана, явлена в моих чувствах, в моем сознании). Кант считает, что мы имеем дело только с феноменами. Есть другой пласт реальности - "вещь в себе" - ноумен (вещь, какая есть сама в себе)

13.02.13

ноумен (вещь, какая есть сама в себе) - это Бог, мир как целое, душа, бессмертие, свобода воли(по Канту). Он считает, что на опыте и рациональным путем эти вещи познать не можем. При осмыслении этих вещей в себе разум впадает в противоречие - так называемую антиномию разума - 2 противоречащих суждения, в защиту и опровержение которых существует одинаковое количество аргументов.(Например Бог существует, Бог не существует - чтобы доказать как первое так и второе существует одинаковое количество аргументов, разум не может выбрать собственными силами ни одно из суждений, поэтому включается вера). С этой точки зрения и вера в бога и неверие в его существование одинаково держаться только верой. Проще говоря, атеизм - тоже вера.

Т.о. по Канту между феноменом и ноуменом лежи непроходимая пропасть. Нельзя проскочить разумом, поэтому переход от явлений к сущности возможен только для веры. Заслуга Канта состоит в том, что он показал, что не все рассуждения человека можно возвести в ранг знания.

Философская категория бытия.

1. Бытие, как фундаментальная проблема философии

2. подходы к решению проблемы бытия к истории философии

3. Бытие, сущность, существование

4.Бытие и Ничто

Онтология.

Бытие - предельно широкое понятие и в этом смысле оно всегда не Нечто, а Ничто и представить его(как стол, человека, лошадь) невозможно. Если в древнегреческой философии Бытие считалось познаваемым, то в 20в. Хайнигер считал,что Бытие знать нельзя, ему можно только внимать.

Человека всегда преследует следующая дифференциация - есть жизнь,а есть существование. В этом смысле философия не отождествляет Бытие существованием(т.е. с обыденным пониманием бытия).

Когда вы знаете, что вы живете, а не существуете?

В интуиции жизни и существования уже лежит некоторое предпонимание бытия как чего-то подлинного, истинного, настоящего, того, что соответствует моей сущности. Бытие - это некое ощущение полноты жизни, целостного присутствия.

Первый......... философии бытия - элейская школа - Парменид. Он задает такой вопрос:"Быть, или вовсе не быть - вот в чем разрешение вопроса"

К бытию не применимо понятие было, так как его уже нет и будет - так как его еще нет. Бытие - то, что есть всегда, то, что не проходит. Парменид выделил такое срез существования, который несводим к сущности. Мир един тем, что в нем есть этот срез существования. Бытие - это безразличность к тому, ЧТО существует.

Бытие - не начало мира и само оно безначально.

Учение Парменида:

1.бытие есть, а небытия нет

2. бытие постижимо, а небытие непознаваемо, поэтому его нет.

3. невозможно думать о Ничто.

4. мыслить и быть - есть, суть одно и тоже

5. бытие только умопостигаемо.

6. Бытие вечно, оно не рождается ибо тогда происходила из небытия, оно должно быть всегда или никогда, оно безначально и непрекратимо

7. бытие едино, целостно, однородно

8. Бытие всегда равно самому себе, не нуждается ни в чем. Покоится на самом себе, оно закончено, конечно, имеет предел.

Парменид говорит, что бытие похоже на шар.

Бытие есть- первая тавтология философии. По Парм. Бытие противопоставляется(?) миру вещей, становящемуся множественному, подвижному, изменчивому.

Возникает ряд: бытие - небытие - мышление(мысль, которая схватывает сущность) - вещи.

Учение Платона

Истинное бытие - некий бестелесная идея(?) нужно отвратиться всей душой от всего становящегося и тогда человек сможет созерцать идеи.

1.

2.Бытие постижимо, а небытие нет.

У Платона кроме небытия есть единое. Единое - условие возможности бытия.

Аристотель

Ищет неизменное в самих вещах в его философии главная категория - сущность, так как представляет бытие среди других категорий. Сущность есть субстанция, т.е. бытие, пребывающее в самом себе и субстанция - это есть вещь.

По Аристотелю существует только сама лошадь. Материя- только потенциальная возможность всего существующего. Материя существует лишь постольку, поскольку материализуется в вещах. Материя как беспредельное является чем-то непознаваемым.

Античная философия связывает понятие бытия с принципами придела, единого неделимого и совершенного. Беспредельное осознается как несовершенство, небытие. Греки понимали бытие как благое.

Средневековая философия.

В это мире Бог всегда молчит, говорить только дьявол.

В библии Бог единожды называет себя "Аз есмь сый" - я есть сущность.

Сущность Бога - в его существование. Тогда возникает вопрос об онтологическом статусе человека или вещей. Бог как творец определил существование мира - меня и вещей. В этой логике я есть только при условии, если Бог полагает мое существование. Поэтому моё существование не держится на мне, а зависит от Бога. Это дает основание рассуждать сл. Образом:

Аврелий Августин:"Вещи имеют бытие(существуют), но не являются бытием. Бог дает бытие вещам - кому-то больше, кому-то меньше. Я не был бы, если бы Ты не прибывал во мне. Нет, я не был бы, если бы я не прибывал в Тебе"

20.02.13

Одной из проблем онтологии была проблема доказательства бытия божьего. Выделяют сл типы доказательств:

· Анталогик (Ансельм Кентерберийский) - Бог как совершенство обязательно должен существовать, иначе он не обладал бы признаком совершенства. Контраргументы:

1. из понятия бога(его совершенства) делается вывод о его существовании.

· Космологическое (Фома Аквинский) - см доказательство Аристотеля о перводвигателе. Доказательство: из самого имперического, посюстороннего мира выводится существование трансцендентного Бога.

· Телеологическое () - наблюдается рациональность, закономерность - мир таков. В мире есть высшая цель - Бог.

· Антропологическое (в отличии от трех предыдущих, следующие доказательства НЕ средневековье) - формируется в новое время(например философия Декарта: "Откуда взялась идея о боге? - он сам вложил ее в нас, мы родились с этой идеей, значит бог существует"). Франк, соловьев, Несмелов, исходят из совершенства личности человека и делают вывод о существовании бога

· Нравственное (Кант) - Бог должен существовать для нравственно слабых, незрелых людей, которые не могут быть нравственными просто на основании уважения моральному закону, а становятся таковыми только из-за страха перед наказанием божьим. Кант:"Возможно, бога и нет, но сама идея о Боге, как нравственная идея, должна существовать"

Бог существует в силу необходимости, а человек случайно.

Философия Нового времени.

Преимущественно гносиологична, а не онтологична. Даже онтологический тезис Декарта - я мыслю, значит я существую выводит онтологию из гносеологии.

что такое атрибуты и модусы (форма существования субстанции - стол например, стул и тд). Нужно знать учение Спинозы(обожествление природы или тождество Бога и мира) и Декарта. Лейбниц, философ нового времени - центральное понятие его системы - монадо. Лейбниц задет вопрос, почему существует НЕЧТО, а не НИЧТО.

Немецкая классическая философия(НКФ).

Кант - считал, что бытие ничего не прибавляет в понятии бога, это все равно, что говорить, что у треугольника три угла. Бытие не есть реальные предикат, не есть какое-то понятие, которое может быть прибавлено к понятию вещи, оно есть полагание вещи. В логическом отношении это есть всего лишь связка в суждении, как "есть" в русском языке(Я есть дома - я дома). Единственный доступный для нас мир - мир феномен, т.е. вещественный. Ему противопоставляется ноумен, вещь в себе. По канту, в мире свободы, т.е в "мире практического разума", мире нравственности человек бытийствует, реально есть. Человек возможен в области морали, там он личность, т.е. человек бытийствует только тогда, когда поступает нравственно. Кант предлагает правило категорический императив - безусловное повеление: "Поступай по отношению к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого только как к цели, но никогда как к средству". Быть бытийствующим - видеть в другом человеке безусловную самоценность.

Гегель - объективный идеалист. В основании мира лежит абсолютная идея, весь мир есть саморазвитие абсолютной идеи и одновременно познание ею самой себя. Основная идея проходит в три стадии(!!ЗНАТЬ НАИЗУСТЬ!!):

I. Логика. Этап "бытие в себе", он проходит в собственной лоне. Чистое бытие есть чистое ничто. Если рассматривать бытие только в сфере логики и понятий, бытие предстает как наиболее бедное на определения и понятия. Это простая неопределенная непосредственность. Основная идея должна обогатиться содержанием.

II. Природа. Инобытие абсолютной идеи. На этом этапе происходит обогощение бытия через отрицание.

III. Человеческий дух. Три этапа идей: субъективный(антропология, психология), объективный(мораль, право, нравственность) и абсолютный дух(философия, религия, искусство). Только на стадии абсолютного духа происходит завершение самопознания абсолютной идеи.

Современная философия.

В начале 20 века происходит онтологический поворот, который совпал с антропологическим. Только в этом веке человек становится центральной онтологической проблемой и онтологической единицей. Проблема: как совместить вечное бытие и конечного человека?

Экзистенциализм (Сартр, Жан Польска, Альберт Камин, Мартин Хайтиггер, Карл Ясперс, Бердяев). нет рационалистического толкования бытия. Вся философия экзистен... иррациональна. Еще в таком направлении как философия жизни(Нидше) происходит переход от понятия бытия к понятию жизнь, воля как онтологическим характеристикам мира. Блабла____ - это существование, при котором человек встречается с собственной сущностью. У человека нет природы. _______ человек единственное существо, которое сначала существует и только потом обретает свою сущность. Он может ее и не обрести. Сартр говорит, что человек - это проект. "Человек это не то, что он есть, а то, чем он может быть" т.е. человек всегда впереди самого себя. Сартр пытается сказать этим, что человеческая сущность это проект его собственного самотворения. Отсутствие изначальной сущности не негативно, а позитивно: у человека есть свобода. Для встречи с самим собой человеку часто мешает его "фактичность". Для того чтобы быть человеком нужно расставаться с самим собой, преодолевать себя. Трансценденция - выход человека за пределы этого мира(не буквально), империи, себя как наличности. Другими словами - выход к богу. По атеизму - освобождение от себя, своих привычек. Освобождение от всего ради ничего. Т. Всегда предполагает трансформацию.

Понятие "пограничной ситуации" - смерть, вина, расставание, когда человек находится на грани. Сам ставит себя на предел, встреча с НИЧТО. Хайдиггер: "Человек это есть бытие к смерти". В понятии бытии важна временность. Тем самым отображается конечность человека. Ничто или небытие определяет человека. Время ничтожит нас, превращает в небытие(не в смысле старит). Х. вводит понятие, что встреча с небытием происходит через Ужас. При этом он различает Ужас и предметный страх. Ужас беспредметен в отличии от страха. Предметный страх - страх воды, насекомых и тд. При столкновении с Ничто человек пугается и поворачивается к бытию. через небытие мы понимаем ценность небытия. Экзистенция всегда уникальна - никто за тебя умереть и жить не может.

Dasein(быть здесь с нем. Da-здесь, sein - модальный глагол быть(be англ.)).

Целиком и полностью проживать настоящим моментом.

Das Man

Sein - невозможность говорить о бытии. Экзистенцию нельзя понять, ее можно только пережить.

Экзистенциалы - забота, тревога, покинутость, заброшенность - фундаментальные структуры человеческого существования.

Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах

27.02.2013

Ничто, небытие - является важным предикатом человеческого существования.

Постструктурализм - отрицается возможность любой онтологии. Появляются понятия свет (остался только свет от бытия, ничего важного,существенного), поверхность

Жан Люк Нанси - сообщество бытия. Считает,что бытие сов-местно, мы находимся в бытии сообща. Возникают такие трактовки, как ответственность за бытие. Возможность предельной ответственности возникает на основе классической трактовки бытия как единства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: