Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Антропогенные опасности. Психология безопасности




Классификация условий труда

Внешние признаки утомления

Объект УТОМЛЕНИЕ
Наблюдения незначительное значительное резкое
  При физическом труде
Окраска кожи незначительное покраснение значительное покраснение Резкое покраснение, бледность, синюшность
Потливость незначительная влажность на лбу и щеках значительная (выше пояса) Особо резкая, выступление солей
Дыхание учащенное (30 дых. в мин) учащенное. Периодически дыхание через рот Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи
Движения уверенные и точные неуверенные, нарушения ритма Замедлены, дрожание конечностей
Внимание безошибочное выполнение указаний и правил ошибки в работе. Отклонение от правил Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия
Самочувствие отсутствие жалоб жалобы на усталость Жалобы на головную боль, слабость
  При умственном труде
Внимание Резкие отвлечения рассеянное, частое отвлечение Ослабленная реакция
Поза непостоянная, потягивание ног и туловища частая смена поз повороты головы Стремление положить голову на стол
Движение точные неуверенные, замедленные Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется
Интерес к новому материалу живой интерес, много вопросов слабый интерес, много вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Условия труда – это совокупность взаимосвязанных психофизиологических, санитарно-гигиенических и эстетических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность персонала в процессе труда.

Следовательно, условия труда можно классифицировать следующим образом:

1) санитарно-гигиенические условия труда – состояние воздуха в учебных и офисных помещениях; уровень шума; освещенность рабочих мест и т.д.

2) физиологические условия труда – различного рода нагрузки на организм, возникающие в процессе выполнения как физической, так и умственной работы: степень тяжести; степень монотонности работ.

3) эстетические условия труда – интерьеры учебных и офисных помещений, предметная среда, эргономические требования к оборудованию.

4) психологические условия труда – моральный климат в коллективе, характер взаимоотношений между его членами.

Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы:

1) по показателям вредности и опасности факторов производственной среды

4 класса:

· 1-й класс –оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);




· 2-й класс– допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;

· 3-й класс –вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

4 степени вредности:

ü 1-я степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;

ü 2-я степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;

ü 3-я степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;

ü 4-я степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.



К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.

· 4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Экстремальные условия создаются, например, при превышения ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ.

Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам.

Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Классификация условий труда по факторам производственной среды

2) по степени тяжести и напряженности трудового процесса

Факторы трудового процесса, характеризующиетяжесть физического труда,– это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы:

· легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда),

· средней тяжести (допустимые условия труда)

· тяжелый(вредные условия труда) - три степени.

Факторы трудового процесса, характеризующиенапряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:

· оптимальный – 1-й класс,

· допустимый – 2-й класс,

· напряженный– 3-й класс – труд трех степеней.

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.

Классификация условий труда по тяжести и напряженности

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

o степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;

o нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;

o эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;

o монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;

o режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ).


Тема: Психофизиологические основы безопасности. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.

Большой практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев.

ü Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто сами становятся причиной собственных травм?

ü Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и, стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев?

ü Почему одни люди часто травмируются, а другие — редко или никогда?

Ответ на эти и многие подобные вопросы следует искать в человеческой психике.

Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль.

В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.

В классификации ЧС по природе возникновения те ситуации, которые являются следствием ошибочных действий людей, называются антропогенными. Психология безопасности – это основополагающий аспект антропогенных опасностей. Она рассматривает проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины:

· низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности,

· слабая установка специалиста на соблюдение правил безопасности,

· допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма,

· пребывание людей в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т. д.

2. Ошибочные действия: нарушения и ошибки. Причины ошибок и профилактика нарушений.

Ошибочные действия – это отклонения от нормальных, ожидаемых, предусмотренных и подобных действий, которые приводят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу, гибели людей).

Если опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно, умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.

Причины ошибок бывают:

· непосредственные (зависят от психологических возможностей человека и принятия им оптимальных действий),

· главные (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой специалиста, его психологическим состоянием)

· способствующие (зависят от особенностей личности, состояния здоровья, внешних условий, обучения и т. п.)

Причины ошибок также можно классифицировать следующим образом:

1. Нарушение мотивационной части действий (нежелании выполнять определенные действия (операции)). Может быть относительно постоянным и временным. Профилактика нарушений: пропаганда и воспитание.

2. Нарушение ориентировочной части действий (незнание правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда). Профилактика нарушений: обучение и отработка навыков.

3. Нарушение исполнительной части действий (невыполнение правил (инструкций, норм и т. д.) из-за несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы). Профилактика нарушений: профотбор, медицинское обследование.

Временная склонность к несчастному случаю вызвана возрастом и стажем. Травматизм имеет два пика: 1 – у молодых работников и 2 – у лиц, имеющих стаж работы 10-15 лет (из-за выработки устойчивого стереотипа и привыкания к опасности – «вторичная беспечность»).





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 2261; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10539 - | 7956 - или читать все...

Читайте также:

 

3.215.182.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.