Вопросы:
1. Понятие контроля, его виды.
2. Требования к контролю
3. Методы контроля.
4. Система текущей проверки в процессе занятий ФУ
5. Системы оценивания и его критерии
Контроль – составная часть педагогического процесса, предназначенная для установления степени достижения цели.
Значение хорошо поставленного контроля заключает в том, что:
· он является важнейшим элементом управления педагогическим процессом;
· он оказывает существенное воспитательное влияние как на педагога, так и на занимающихся;
· от него зависит полноценность отчетных документов.
Видами контроля и учета являются:
· периодический (поэтапный);
· текущий;
· оперативный.
Периодический (поэтапный) педагогический контроль и учет предназначены для:
· определения исходного состояния занимающихся
· условий предстоящего учебно-воспитательного процесса
· достижений, полученных в процессе педагогических воздействий.
Они осуществляются в начале или в конце определенного этапа (учебного года), периода работы (учебной четверти, семестра).
|
|
Текущий контроль и учет осуществляются в течение нескольких месяцев, недель. Они помогают оценить:
· качество учебно-воспитательного процесса
· установить степень решения поставленных на данный промежуток времени задач
· выявить повседневные изменения в состоянии занимающихся.
Это облегчает ориентировку в условиях, характере и темпах учебной деятельности, в интересах, активности и реальных возможностях занимающихся. Анализ и оценки таких изменений позволяют вносить коррективы в работу, поведение и действия занимающихся.
Оперативный контроль и учет проводятся в рамках одного занятия. Они предназначены для:
· получения информации об изменении состояния занимающихся непосредственно во время выполнения упражнений
· рационального управления деятельностью занимающихся на уроке.
Простейшими показателями оперативного состояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятия. Большинство информации, получаемой в процессе текущего и оперативного контроля, фиксируется в личном дневнике педагога.
Кроме контроля, осуществляемого самим преподавателем, большое значение имеет специально организованный контроль работы преподавателя для оказания ему методической помощи или ознакомления с особенностями работы высококвалифицированного педагога, или служит обмену опытом.
Основными требованиями контролю и учету являются:
· своевременность;
· объективность;
· точность
· достоверность;
· полнота
· информативность;
|
|
· простота
· наглядность.
Своевременность контроля и учета предполагает выявление новой информации о состоянии занимающихся, условиях и продуктивности педагогического процесса. Нарушение этого требования проводит к ослаблению ориентировки в динамике процесса, расстройству его ритма, потерям качества и результативности педагогических воздействий.
Объективность, точность и достоверность заключаются в максимальном соответствии выявляемых и фиксируемых фактов реальной действительности. Какие-либо домыслы, субъективные поправки, искажения фактов допустимы. Все это может привести к дезориентации, просчетам в планировании, ошибкам в обучении и воспитании, ложным оценкам.
Полнота и информативность предусматривают достаточную всесторонность контроля и учета. Педагогический процесс — явление исключительно сложное. Его эффективность обусловливается многими факторами и внутренними связями. Поэтому наиболее существенным является определенное в каждом конкретном случае этих действующих факторов и значимых связей. Отсутствие достаточной полноты информации о них затрудняя возможность правильной оценки реальных условий, возможностей или результатов соответствующей деятельности. Однако требование полноты не следует понимать абсолютно. Контролировать и учитывать необходимо лишь то, что имеет существенное значение в данном деле.
Простота контроля и учета предполагает доступность его форм и методов, а также возможности получения необходимых данных без лишних затрат времени и сил.
Наглядность сводится к легко обозримой форме фиксации учитываемых фактов и выводов, обеспечивающих быстрое и точное использование их в предстоящей деятельности.
Широко распространенными методами контроля являются:
-визуальное педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
-хронометрирование деятельности занимающихся с целью определения затрат времени на основные виды работы;
-пульсометрия — для выяснения реакции сердечнососудистой системы на нагрузку;
- изучение документальных материалов (планов, отчетов, протоколов соревнований, тестирования физической подготовленности и др.);
-опрос в различных формах (анкетирование, интервьюирование).
- методы определения уровня подготовленности и состояния здоровья занимающихся (тестирование, контрольные упражнения, функциональные пробы);
- самоконтроль (самочувствие, настроение, удовлетворенность).
Проверка – это процесс получения информации о чем–либо.
Оценивание – это результат проверки, процесс назначения цены, стоимости, степени проявления.
Оценка – собственно цена деятельности, сигнал для ученика об эффективности проделанной работы (словесная характеристика, условно числовая, знаковая) показатель обучаемости, а также мотив деятельности.
Отметка – материально выраженная оценка. Примеры различных форм отметок в физической культуре и спорте: зафиксированные в документах учета в баллах, в условных обозначениях (цифры, буквы, символы), призы, медали, знаки, премии, грамоты, ленты, фотография на доске почета.
Критерий оценивания – норма, мера, определяющая степень соответствия поставленной цели, задачи. Примеры различных критериев оценивания в физической культуре и спорте: количественные - показатель результата, норматив, индекс, процентное соотношение, рекорд, качественные – значимость и количество ошибок, место на соревнованиях, статус соревнования, рейтинг (посев).
Методические приемы проверки:
· наблюдения (качественные и количественные)
· устный контроль (опрос, экзамен, игры, викторины)
· письменный контроль (письменные опросы, сочинения, рефераты)
· дидактические тесты- набор стандартизированных заданий с выбором правильного ответа из ряда возможных, вписывание пропущенных понятий. Предназначены для определения уровня знания фактов, понятий, законов.
|
|
· практические задания – опыты, задачи, изготовление или придумывание чего-либо, домашние задания. Предназначены для определения сформированности умений и навыков в условиях решения конкретных задач.
Методические приемы оценивания:
· Устное оценивание (оценочное суждение, устная оценка, почетные звания, похвала, чествование)
· Выставление отметки
· Материальное поощрение