Тема 2. Стратегический менеджмент

Функции менеджмента

Выделяют основные и частные функции менеджмента.

Основные (общие) функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов компании.

Так как управление - это циклический процесс, состоящий из конкретных функций управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование как функция управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму.

Выделяют три вида планирования: стратегическое, среднесрочное и оперативное (текущее).

Организация как процесс это объединение людей и средств для достижения поставленных целей. Организация состоит в создании структуры, в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации и уровнями управления.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Контроль - процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Предварительный контроль осуществляется до начала работ с помощью реализации определённых правил, процедур и линий поведения. Применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ, сопоставляются текущие результаты, основанные на действии системы обратной связи.

Заключительный контроль - проводится после того как работа закончена. Цель - помочь предотвратить ошибки в будущем.

Частные (специальные) функции менеджмента - выполняются специалистами отдельных структурных подразделений предприятия:

- управление персоналом;

- управление маркетингом;

- документальное обеспечение управления;

- бухгалтерский учет;

- обеспечение оргтехники и др.

! Каждая частная функция менеджмента включает всю совокупность общих.


Стратегический менеджмент представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке и реализации специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегия (strategos – с греч. «искусство генерала») представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение целей организации.

4 основных вида управленческой деятельности в рамках процесса СМ: распределение ресурсов (фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт), адаптация к внешней среде (к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям; выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям), внутренняя координация (координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций) и организационное стратегическое предвидение (развитие у менеджеров постоянного стремления учиться на прошлом опыте и прогнозировать будущее).

Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса СМ. Она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Необходимы еще эффективные действия по реализации стратегии.

Сущность СМ заключается в ответе на следующие вопросы:

- «Чем мы занимаемся?» - философия и миссия предприятия;

- «Куда мы идём?» - долгосрочные и краткосрочные цели деятельности;

- «Где мы находимся?» - анализ внутренней и внешней среды организации;

- «Как идти?» - возможные пути достижения поставленных целей, т.е. базовые стратегии;

- «Как лучше идти?» - выбор оптимального пути развития – разработка стратегии;

- «Что сделать сейчас?» - реализация разработанной стратегии;

- «Куда пришли?» - конечный результат реализации стратегии;

- «Где просчитались?» - разницы целей и результатов для использования этой информации в дальнейших циклах управления;

- «Как исправить ситуацию?» - совершенствование стратегии, структуры, управления – обратная связь.

Таким образом, цикл стратегического менеджмента состоит из пяти этапов (рис.1):

Формирование культуры организации
Формирование структуры организации
Анализ внутренней среды организации
Формирование портфеля стратегий
Анализ внешней среды организации
5.Коррекция
1.Миссия
2.Цели
3.Разработка стратегии
4.Реализация стратегии
Стратегический менеджмент

Рис.1. Основные этапы цикла стратегического менеджмента

Так как процесс СМ является непрерывным, то его цикл является замкнутым.

На каждом стратегическом уровне разработка стратегии заканчивается созданием стратегического плана. В одних организациях он представлен в виде документа, в других - в виде единого видения и понимания менеджерами перспектив развития организации. Чем крупнее организация, тем выше вероятность, что план документирован.

1. Определение философии или бизнеса (т.е. сферы деятельности) организации предполагает:

· определение удовлетворяемой потребности;

· выявление потенциальных потребителей;

· определение способа удовлетворения потребностей выявленных потребителей.

Другими словами, для того, чтобы определить бизнес, необходимо ответить на вопрос: "Что, у Кого и Как мы удовлетворяем?"

В середине 70-х гг. прошлого века компания Polaroid так определила свой бизнес: "Разработка и продвижение быстрой фотографии для удовлетворения потребностей состоятельных семей в США и Западной Европе в любви, дружбе, добрых воспоминаниях и юморе". Компания МсDоnаld’s сделала это следующим образом: "Обеспечение горячей вкусной пищей в чистом ресторане за приемлемую плату".

2. Формулировка миссии может быть получена при ответе высшего руководства организации на вопрос: "Кто мы, что мы делаем, куда мы движемся?" Официально сформулированная миссия компании Hewlett-Packard Co. такова: "Мы - главный разработчик и производитель электронной продукции, измерительных систем и компьютерной техники. Основной целью деятельности НР является обеспечение всем необходимым наших клиентов во всем мире с целью повышения эффективности их деятельности".

Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:

- она действительно может помочь организации стать лучше;

- в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами организации ее будущего;

- ее разделяют большинство сотрудников организации.

3. После того, как миссия определена, необходимо обозначить стратегические (свыше 5 лет), долгосрочные (3-5 лет), среднесрочные (1-3 года) и краткосрочные (до 1 года) цели организации.

В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления. На достижение такого состояния и ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации.

Достижение целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, деловым партнерам, властям и обществу в целом.

В то же время реальный результат человеческой деятельности, как правило, не совпадает с намеченной целью, поскольку в процессе движения к ней всегда могут иметь место различные отклонения.

Цели организации меняются под воздействием внешних условий ее деятельности, техники и технологии, перемены взглядов руководства. Такая переориентация во многом обеспечивает ей выживание.

Впервые вопрос о цели организации был, видимо, поставлен великим Аристотелем: «Так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания - это здоровье, у судостроения - судно, у военоначалия - победа, у хозяйствования - богатство».

Наличие собственных целей - основное отличие организации от других искусственных систем, созданных человеком.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели должны обладать рядом характеристик:

- Конкретность и измеримость целей (снижение брака до 5%, завоевание 15% рынка);

- Ориентация во времени - конкретный срок достижения цели: краткосрочные цели (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (>5 лет);

- Достижимость целей.

Цели разделяются на количественные и качественные.

При этом определение целей предприятия осуществляется в следующем порядке:

1) Формирование качественных целей;

Допускается только четкая формулировка в повелительном наклонении (расширить ассортимент продукции).

2) Ранжирование качественных целей;

Осуществляется для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего развития организации.

3) Построение дерева целей;

4) Формулирование количественных целей;

Количественная цель ориентирует предприятие на достижение определенных показателей и является конкретизацией качественных целей.

5) Оценка степени прогресса в достижении целей.

Стратегическая цель компании General Electric: «Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах бизнеса, где работает компания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: