Тема 7. Социальные конфликты и пути их разрешения

1. КОНФЛИКТ В КОЛЛЕКТИВЕ: социально-психологические аспекты

Регулирование конфликтов осуществляется через разрешение противоречий, оно происходит различными способами на разных стадиях. Конфликты могут быть погашены при успешном их прогнозаровании, они могут быть улажены на основе взаимной договоренности. Если эти способы не удается реализовать, то противоречие перерастает в конфликт, а потом и в кризис.

Конфликт – это обострившееся противоречие, которое требует разрешения, особенно характерен для межличностных и межгрупповых отношений. Его социальная суть в состязании обладания одной и той же ценностью, с применением средств обоюдного давления (физического, психологического) взаимозависимых сил.

При конфликте – эмоциональные переживания, меняется взаимоотношения людей. Он возникает, когда нарушается справедливость, затрагиваются материальные и моральные стороны личности, ее престиж, достоинство и т.д.

Выделяют следующие типы конфликтов: социальный (экономический, политический, нравственный, правовой), социально-психологический (межличностный, внутригрупповой, межгрупповой), личностный (ролевой).

Для деятельности организаций, коллективов интерес представляет социально-психологический конфликт.

  1. По форме проявления – скрытый / явный, сглаженный / острый.
  2. По затрагиваемой сфере – сфера деловых отношений / неофициальных, межличностных
  3. По участвующим сторонам – между отдельными членами коллектива, между группами, и т.д.
  4. По содержанию конфликта: расхождение оценок и мнений / взаимная антипатия
  5. По времени протекания – кратковременные /затяжные
  6. По масштабам распространения – глобальные / частные

Три стадии конфликта:

1) предконфликт – возникают разногласия по какому-либо вопросу

2) конфликт – отношения обостряются, могут временно прекратиться

3) разрешение конфликта – наступает под влиянием коллектива, руководителя, устанавливается атмосфера доброжелательности, товарищества.

В основе конфликта лежит проблема, возникает в процессе производства между людьми, его возникновение связано с конфликтной ситуацией, с обстановкой, с особенностями характера.

4 вида «конфликта несовместимости»

1. физический (физиологический) – проживание в одной комнате людей, резко различающихся по возрасту

2. психофизиологический – по особенностям темперамента

3. психологический и социально-психологический – несовместимость черт характера

4. мировоззренческий – по ценностям, социальным установкам.

Конфликт можно предупредить, для этого необходимо:

Проводить воспитательную работу с кадрами. Правильно осуществлять их подбор и расстановку, оптимально распределять обязанности.

Предотвратить конфликт можно на второй стадии. Преодоление конфликта зависит во многом от позиции руководителя.

Особенности организационного конфликта:

1. Объем системы – организация более локальна, более проста система

2. Организации присуща более четкая ролевая структура

3. Локальность организации, четкое ролевое распределение в ней, единый конечный продукт труда, иерархичность – позволяет сравнивать микроклимат в ней с моральной атмосферой общины.

4. Референтность, сплоченность конфликтных групп.

5. Структура образования в организациях складывается виде группового сознания, объединенных людей по убеждениям

Два основных способа разрешения конфликта

1) односторонний – подавление одной стороны другой

2) компромиссный – каждая сторона уступает друг другу до такого варианта, который окажется приемлемым для конфликтующих сторон.

Оба этих способа сохраняют остатки конфликта, наиболее эффективным является третий:

3) интегративный – вырабатывается новый вариант, не совпадающий ни с одним из 1 и 2, но при этом каждая сторона может считать его своим.

1.

Социально-психологический прием примирения – обращение к периферии конфликта, к тем социальным категориям, которые втянуты в него эмоционально и деятельностно.

2.

Рационализация – подход, когда конфликт разрешается по средствам правовых механизмов (процедуры формирования требований, официальных приказов и распоряжений, третейского суда). Рациональные методы срабатывают, главным образом, в организациях с хорошо поставленной дисциплиной, а также при уравновешенном массовом сознании.

3.

Организационные методы – смена руководства, назначение естественных лидеров.

Вариантом обнаружения и предотвращения, разрешения конфликтов является исследование общественного мнения (группового массового сознания на предприятиях, в организациях).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: