Современная социальная философия

Успехи научно-технического прогресса, вкупе с возведением разума в ранг абсолюта (процесс, кульминацией которого становится эпоха просвещения) при его тотальной инструментализации[1], имел своим последствием тоталитаризм, ответом на вызовы которого и является современная социальная философия. При этом под тоталитаризмом в этом смысле стоит понимать не только оный в СССР, но и фашизм Гитлера, и «тоталитаризм потребления»[2] западной Европы и США.

11. Учение о бытии. Формы бытия. Самоорганизация бытия: идеи синергетики.

Бытие – одно из центральных разделов философии.

Им занимается онтология.

Бытиё – философское понятие, которое указывает на реальное существование чего – либо.

Главный признак бытия – существование.

Пример: Доместос убивает все известные микробы. А не известные микробы относятся к бытию? Да.

Виды бытия:

  1. Объективная реальность (вне сознания человека; всё, что человек не видит)
  2. субъективная реальность / идеальное бытиё (созданное сознанием человека: мысли, знания и тд.)

Эти 2 вида тесно взаимосвязаны.

Пример: Творческая личность увидела закат (объективная реальность) и, вдохновившись этим, написала стихотворение (субъективная реальность)

4 формы бытия:

1. бытиё природа (всё, что создано; все объекты материального мира)

2. бытиё человек(как био- социальное существо)

3. бытиё общество (однако общество не существует без духовности)

4. бытиё духовное (духовность – всё, что создаётся сознанием людей: мысли, знания, искусство, мораль, право, традиции, обычаи, проявление гражданских чувств, религия)

Духовность предполагает многоплановость. Нельзя назвать духовным человеком того, кто только читает и т.д.

2 уровня бытия:

1. актуальное бытиё (то, что есть в настоящий момент)

2. потенциальное бытиё (то, что может быть в будущем)

Потенциальное бытиё вытекает из актуального, НО НЕ ВСЕГДА. (Например, некоторые станут специалистами, а некоторые пойдут в армию из – за отчисления). Так от чего это зависит? От того, что к этому надо идти КАЖДОДНЕВНО.

Одним из моментов, который интересует философию, является самоорганизация бытия. Ответы на вопрос «почему возникает новое явление?». Таким вопросом и занимается синергетика. Это новое направление в науке, возникшее в сер.20 века. Основатель – Герман Хакен. Он занимался изучением систем из большого числа неорганизованных элементов.

Пример: Неорганизованное движение частиц в газе; машины в городе.

Как из этого неорганизованного хаоса возникает организованная система, которая объясняется какими – либо закономерностями – этим и занимались Г. Хакен и его последователи. Изображается это линейно.

Например:

Диссипация – процесс изменения системы.

Точка бифуркации – момент, когда возникает новое состояние.

Например: прогрев масла(молекулы выстраиваются в ячейки); образование творческого коллектива.

12. Понятие материального и идеального. Монистические и плюралистические концепции бытия. Научные, философские и религиозные картины мира.

Материальное. Термин «материя» ввёл Аристотель. Под ней он понимал бесформенную массу, которую потенциально содержат в себе все предметы. В современные дни термин «материя» более глубокий.

Материя – объективная реальность, данная человеку в ощущениях.

Но не всё, что мы можем потрогать, называется материальным (например, низкая температура воздуха. Мы не можем её потрогать, но можем почувствовать).

Свойства материи:

  1. объективность существования (вне сознания)
  2. бесконечность (незавершённость всех процессов)
  3. системность (все окружающие нас предметы связаны между собой и образуют систему)
  4. движение (под движением в философии понимаются любые изменения)

Идеальное. Это субъективный образ объективной реальности, возникающий в сознании человека в процессе его целесообразной деятельности.

Этот образ возникает в сознании. (ИМЕННО ОБРАЗ!)

Идеально во многом может быть субъективным. Это зависит от реального опыта самого человека.

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.
Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.
К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.
Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).
Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.
Различие между монистическими и плюралистическими концепциями бытия заключается:

--в признании разных по численности начал бытия
--в отрицании наличия субстанции
--в признании духовных начал главенствующими
--в признании материальных начал главенствующими

Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную картину Вселенной, в которой человек и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем.
Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что является ее смысловым центром. Научная картина мира строится вокруг объектов, независимых от человека; ее ядро – общечеловеческая реальность. Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного. Главная тема философской картины мира – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, познавательном, ценностном, деятельностном.
Научная картина мира стремится изображать Вселенную такой, какая она есть на самом деле, независимо от нас. Вплоть до начала XX в. в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская система мышления, предполагающая строгое деление на субъект и объект познания. Механистическая картина мира полагает, что мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных законом тяготения.
В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Открытие электрона, создание теории относительности А.Эйнштейном, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работа Н.Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось ранее.
Согласно теории относительности мир не линеен, пространство и время создают единый динамичный континиум, возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедляться. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.
Религиозные картины мира исходят из удвоения мира на земной, несовершенный и мир небесный, совершенный – мир Бога. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. К божественному миру относятся сферы рая и ада.
Место человека в мире в различных религиях определяется по-разному. Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Высшей целью, к которой должен стремиться человек, является нирвана – вечный блаженный покой, когда он отказывается от желаний, порождающих страдание. Христианство рассматривает бытие человека трагическим и разорванным. Человек грешен и несет на себе печать первородного греха. Всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки.
В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставлялся природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневременное – приходящему и изменчивому. Между Богом и природой, Богом и человеком устанавливалось непреодолимое расстояние. И хотя в томизме существует учение «об аналогий бытий», которое призвано перекинуть «мост» между Богом и миром, Богом и человеком, все же интерпретация этой «аналогии» в томистской философии исключает полное их сближение.
Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не приводило к существенному пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту проблему. Бог по-прежнему рассматривался как «творец» или «перводвигатель» видимого и невидимого мира, стоящий вне его и над ним. Изменения же, связанные с переходом от геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира, касались лишь конкретного наполнения мировоззренческой системы. Наиболее серьезные изменения в религиозно-философском мышлении произошли в конце 19 - середине 20 века, когда в европейской культуре утвердилась диалектическая картина мироздания, в которой господствующими принципами являются идея единства мира и его саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить во всех конфессиональных направлениях богословской мысли. В русской православной философии и богословии они нашли свое наиболее яркое выражение в работах Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в протестантской теологии – в концепции «диполярного Бога» А. Уайтхеда и Ч. Хартшорна, в католической философско-теологической мысли в концепции «эволюционно-космического христианства» П. Тейяра де Шардена. Данная концепция наиболее полно отражает современную религиозно-идеалистическую картину мироздания.
П. Тейяр де Шарден (1881 - 1953) – француз по происхождению, католический священник, член ордена иезуитов, окончил Оксфордский университет, где прослушал циклы естественнонаучных и теологических дисциплин, является видным ученым палеонтологом, археологом, биологом. Хорошее знание естественных наук, в особенности наук биологического цикла, оказало существенное влияние на его философско-теологическое мышление и способствовало формированию концепции «эволюционно-космического христианства».
Концепция «эволюционно-космического христианства» Тейяра де Шардена базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизма и универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог – это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой божественную среду.
Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции – духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одушевленности материи. Согласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего из единой субстанции, необходимо допустить, что атомы, электроны и другие элементарные частицы должны иметь какую-то общую основу, «искру духа». Таким образом, по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту, которую он называет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия обусловливает развитие материи.
Философские картины мира очень разнообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир-человек». На этом строятся две ведущие линии в философском знании: объективистская и субъективистская. Объективистские концепции независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру как объективной реальности, которая не зависит от сознания человека. Истина для всех едина; человек относится к миру духовно-практически, он познает и преобразует мир. Субъективистские концепции рассматривают мир с индивидуальной точки зрения. Вся действительность преломляется через индивида, зависит от него. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает, и отвечает только перед самим собой.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое и самое абстрактное понятие. Прежде всего термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку. Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Всё многообразие вещных и духовных явлений, природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.
На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.
Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum – буквально, подстилка) – это то, из чего все сделано. Понятие «субстрат», по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско - аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. substatia – сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т.д.). Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо равноценные два начала.
В истории философии преобладает монистический подход. Наиболее ярко дуалистическая тенденция обнаруживалась лишь в философских системах Р. Декарта и И. Канта. В соответствии с решением основного мировоззренческого вопроса в истории философии существовали две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной и светской разновидности и материалистический монизм – также в разнообразных видах. Идеалистически монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона и Аристотеля. Числа, идеи, формы и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстратов мироздания. Свое наивысшее развитие идеалистический монизм получает в системе Гегеля. У Гегеля первооснова мира в виде Абсолютной идеи возведена на уровень субстанции.
Таким образом наука, религия и философия создают разные картины мира, отражая сложный многообразный реальный мир.

13. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

Любая объективная реальность имеет место где-то и когда-то. Формой существования материи является пространство и время.

2 концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная (пространство и время выступает в качестве субстанции). Ньютон рассматривал пространство и время как место предмета и его состояние.

2. Реляционная (пространство не как субстанция, а как отношение между предметами и процессом).

Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определённый порядок взаимосвязи.

Время – это длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия.

3 аспекта, по которым рассматриваются пространство и время:

1. физическое пространство и время

2. биологическое пространство и время

3. социальное пространство и время

Физическое пространство и время

Свойства пространства: Трёхмерность, размерность (можно измерить), непрерывность, однородность во всех направлениях, пространство обратимо, пространство подвластно человеку.

Свойства времени: длительность, одномерно и однонаправлено (время течёт из прошлого, через настоящее в будущее), необратимо (нельзя повлиять на время)

Биологическое пространство и время

Биологическое пространство – пространство конкретного живого организма (например, тело человека)

Биологическое время – время жизни, отпущенное природой для того или иного вида.

Социальное пространство и время

Социальное пространство – группируется особенностью жизнедеятельности человека.

(Например, развитые и неразвитые страны)

14. Движение и развитие. Диалектика как учение о развитии и связи.

Диалектика – учение о всеобщих связях бытия, о движении и развитии всего сущего.

Ядро диалектики состоит из двух принципов и трёх законов.

2 принципа:

1. всё движется (изменяется)

А) механическое (перемещение в пространстве)

Б) физическое (результат – изменение температуры, размагничивание и т.д.)

В) химическое (взаимодействие атомов; появление нового вещества)

Г) биологическое (касается только белковых тел: люди, животные. Например, деление, отмирание клеток)

Д) социальное (носитель этого движения – только ЧЕЛОВЕК). Например, когда человек что-то узнает.

Особой формой движения является развитие. Любое развитие – это движение, но не каждое движение является развитием.

Развитие – движение по восходящей линии, в ходе которого происходит многоплановые взаимосвязанные необратимые изменения, и результатом становится появление нового качества.

Пример: Приносим домой питомца. Это маленькое животное, которое имеет свои качества. Прошло 10 месяцев – эти качества поменялись. Обратно это не вернуть.

2. всё взаимосвязано

Все явления взаимосвязаны.

Например, связь между борьбой с колдовством и эпидемия чумы (священники считали, что коты относятся к колдовству, их уничтожали, следовательно, плодились грызуны, которые распространяли чуму)

3 закона:

1. Закон единства и взаимодействия противоположностей.

Мир состоит из противоречий(+ и -; жара и холод и т.д.). столкновение этих противоречий является источником развития.

Например, противоречия между учителем и учеником(знание и незнание)

Типы противоречий:

А) внутренние и внешние (внешние – между разными системами, внутренние – внутри одной системы)

Б) основные и не основные (основные – ради чего они создаются)

В) антогонистические и неантогонистические

неантогонистические- противоречия, которые могут быть разрешены

антогонистические – в принципе не могут быть разрешены. (день – ночь)

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Качество – суть явления, предмета (его предназначения в мире).

Количество – степень развития свойств предмета, что проявляется в какой – то численной характеристике (масса, высота, возраст, время и т.д.).

Качество воды – средство для уталения жажды

Количество воды – химический состав, который позволяет нам её пить

Мера – промежуток, в течение которого изменение количественного показателя не приводит (пока) к появлению нового качества.

Мера воды – от 1 градуса до 99 градусов (в этом промежутке вода остается водой)

Скачок – момент появления нового качества.

Бывает:

- мгновенным (когда изменение количественного показателя только на 1 единицу приводит к появлению нового качества) и

- постепенным

Пример: мгновенный – во время грозы добавляется новая молекула и появляется новое вещество); революция.

Постепенный - реформы

3.Закон отрицания отрицания.

Всё новое когда – то устаревает, заменяется более новым, а это более новое также устаревает и заменяется ещё более новым.

15. Категории диалектики. Альтернативы диалектики: догматизм, софистика, эклектика, схоластика.

Категория диалектики – парное понятие, которое отражает противоречивые стороны бытия.

Необходимость (закономерность) – то, что происходит обязательно, при соответствующих условиях.

Необходимость – это отражение какого – либо закона.

Например, таяние снега при повышении температур

Случайность – проявление неустойчивых связей. Т.е.это может произойти, а может и не произойти.


Содержание – суть вещи, явления, их наполнение. (Содержание реформ, СМИ и т.д.)

Форма – внешнее оформление организации содержания, способ его выражения и существования.

Сочетание форм и содержаний разнообразно.

Общее – всё, что объединяет все предметы

Особенное – объединяет какую – то категорию

Единичное – конкретный предмет с набором индивидуальных особенностей

Действительность – объективная реальность, которая есть в настоящий момент

Возможность – тенденция развития (Это ещё не реальность, но уже есть предпосылки для реализации)

В любой действительности есть новая возможность.

Возможность:

- абстрактная (существует теоретически) Например, сход Земли с орбиты

- реальная (есть все условия для реализации) Например, становление профессионала.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• "негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохва­тывающей теорией;

на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полно­стью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике дви­жение не может исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качест­вом; по их мнению, количество изменяется благодаря количест­ву (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благо­даря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диа­лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышле­ния сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то ме­тафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негиб­кое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолют­ной истине, через последовательное постижение пока позна­ваемых (относительных) истин (то есть от простого к слож­ному и абсолютному с учетом их единства); согласно мета­физике абсолютную истину можно познать сразу, с помо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противо­положные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, це­лостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакци­онная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизи­ческий образ мышления перед диалектическим.

В советской постсоветской, российской философии предпочте­ние отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.

"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, от­личающие ее от обычной "консервативной":

• диалектика может быть только "негативной" — критической, диа­лектика не должна уделять внимание всему старому, устояв­шемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи­ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективно­го значения, она имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями:

эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по­знания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае­мого правильным по форме умозаключения из ложных умозак­лючений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

16. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Понятие о статистических и динамических закономерностях.

Диалектика исходит из того, что все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи, взаимодействуют между собой в рамках тех или иных систем, так или иначе,

обусловливают друг друга. Это обстоятельство фиксируется латинским термином «determine»» — определяю. Детерминизм как система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира противостоит индетерминизму. Последний либо не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер, а в крайней ферме — отрицает причинность вообще. Сторонники индетерминизма считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.Сторонники индетерминизма в разной степени отрицают взаимосвязь явлений окружающего мира. Одни считают, что учение о всеобщей взаимосвязи приемлемо только к явлениям природного мира, но не приемлемы к рассмотрению явлений общественной жизни. Есть, те, которые совсем отрицают взаимосвязь явлений и событий. Сторонники детерминизма оперируют такими категориями как причина и следствие. Причина и следствие - философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует «само по себе», а появляется в силу ряда причин. Под причиной (лат. causa) понимается явление или фактор, который вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление или комплекс явлений. Последнее называется следствием. Следствие производное от причины.Причина всегда предшествуют следствию по времени, однако не все события, произошедшие одно за другим, связаны причинно-следственными связями. К сожалению, иногда низкий уровень развития порождает достаточно часто такие ошибки. У писателя Р. Киплинга есть рассказ «Возвращение Имрея». Имрей – это белый человек, т.е. европеец, который прибыл в Индию. Он неплохо там устроился, жил в каком-то домике с платяным потолком. У него был слуга. И все было хорошо. Неожиданно Имрей исчезает. Другой колонизатор поселяется в этом домике. Тот же у него слуга остается. И вот в один прекрасный день этот новый жилец этого домика решил снять платяной потолок (потолок из ткани), т.к. стало много змей. Они вместе со слугой залезли к потолку, сняли ткань, и тут на стол вывалилось мумифицированное тело прежнего хозяина. Вот он – Имрей! Вернулся! А потом выясняется, что Имрея убил слуга. За что? Один раз, в один прекрасный день, этот Имрей увидел мальчика слуги и сделал жест доброй воли – потрепал его по головке и сказал пару искренних комплиментов, типа «какой хороший мальчик» и т.д. Через некоторое время этот ребенок заболел и умер. Слуга белого человека делает вывод: раз он его погладил, значит он его сглазил. И поэтому слуга отомстил. Одна причина может вызывать сразу несколько следствий. Например, жаркая погода может стать причиной неурожая и лесных пожаров одновременно. Также одно следствие может стать результатом нескольких причин. Например, болезнь человека может быть вызвана сочетанием воздействия нескольких причин: переохлаждением организма и ослаблением иммунитета. Так не редкость возникновение причинно-следственных цепочек, когда какое-либо событие вначале является причиной, порождает следствие, а это следствие превращается в причину для другого следствия. Например, студент слишком увлекся посещениями ночных клубов. Это стало причиной низкой посещаемости лекций, т.к. позднее возращение домой и недосып мешали рано встать и прийти на занятия. Регулярные пропуски стали причиной неудачной сдачи экзаменов, а заваленная сессия стала причиной отчисления. Производимое причиной следствие зависит от условий. Условие - это фактор, благоприятствующий действию причин. Урбанизация большого города - это условие, а не причина преступности. Как правило, одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. Также надо отличать причину от повода. Причина – это то, что обуславливает какое-либо явление. Повод – это то, что позволяет сработать этой причине. Классический пример. Причины Первой Мировой войны были обусловлены противоречиями в экономическом, политическом развитии между странами. Главное противоречие из которых было в том, что некоторые страны опоздали к дележу мира, и у них элементарно не хватало колоний для вывоза товаров. Поводом для начала Первой Мировой войны стало убийство принца австрийского в Сараево. Именно это и стало поводом. Если говорить о причинно-следственных отношениях, то, бесспорно, важным и актуальным вопросом является выявление закономерностей, которые как раз позволяют выявлять соотношение причины и следствия, формулирования, соответственно, законов.

Всегда во все времена, говоря о связях между явлениями, и ученые, и философы стремились познать закономерности, соотношение тех или иных явлений. Поэтому устойчивую связь между явлениями и процессами можно назвать законом или закономерностью. Открытие, формулировка законов – это важнейшая задача для науки. Закон/закономерность характеризуется несколькими свойствами:

1. Объективность, то есть закон действует, не зависимо от того хотим ли мы этого или нет. Законы экономики действуют, хотим мы этого или нет. Законы природы тоже. Если по законам природы сокращение светового дня осенью вызывает пожелтение листьев, то это будет происходить, независимо от нашего отношения к этому, хотим мы это или нет.

2.Необходимость, то есть неизбежность проявления. Если мы, например, мы возьмем

закон всемирного тяготения, то мы можем быть уверенными, что если мы отпустим какой-либо предмет, например ручку, то она обязательно упадет.

3. Повторяющее устойчивое проявление, то есть закон проявляется везде. Закон всемирного тяготения будет действовать и здесь в аудитории, и на улице, и если мы будем ехать в транспорте, и у нас выпадет монетка – она обязательно упадет, а не будет витать в воздухе.

Выделяют два вида законов/закономерностей - динамические закономерности и статистические закономерности.

Динамические закономерности характеризуют поведение системы, состоящей из небольшого количества объектов, элементов, испытывающей влияние небольшого числа факторов. И поэтому предсказание, сделанное на основе этих динамических закономерностей достаточно предсказуемо. Самым распространенным примером в данном случае проявление некоторых законов физики, в частности, проявление инерции. Например, мы, бесспорно, можем предсказать через сколько метров после начала торможения остановится машина. Для этого нам нужно знать, прежде всего, массу машины (чем больше масса, тем тело более инертно). Во-вторых, нам нужно знать скорость, от нее тоже зависит длина тормозного пути. И, в-третьих, нам обязательно нужно знать коэффициент торможения. Он зависит от состояния полотна. На сухом асфальте машина будет тормозить быстрее, на мокром, или на гололеде – медленнее. Тормозной путь будет длиннее. Исходя из этих параметров, мы можем безошибочно вычислить через сколько метров после начала торможения машина остановится. И здесь закономерность очень четко будет очевидно прослеживаться. И это используют сотрудники ГИБДД, когда расследуются обстоятельства совершения ДТП. Только они идут по другому пути – измеряя тормозной путь, зная массу машины и коэффициент торможения, они вычисляют скорость движения.

Второй вид закономерностей – статистические. Они характеризуют процессы, явления, которые происходят в системах с большим количеством элементов, объектов, подвержены воздействию большого количества факторов. Поэтому статистические закономерности позволяют делать предсказание только с относительной долей вероятности. Классическим примером статистической закономерности является, например, прогноз погоды. Почему так тяжело прогнозировать погоду? Потому, что на погода - система с очень большим количеством элементов, на нее влияет очень много.

17. Человек и природа. Понятие природы. Географическая среда, её влияние на развитие общества.

Природа в философии – это вся среда обитания человека, включая те искусственные элементы, которые создает сам человек. Например, дома, дороги, заводы – это все часть природы с философской точки зрения. То, что мы в обыденной жизни называем природой, в философии называют географической средой.

Географическая среда – это естественная среда обитания, совокупность целого ряда естественных факторов: особенности климата, наличие полезных ископаемых, особенности флоры и фауны.

При взаимоотношении человека с географической средой, очевидно, что человек взаимосвязан с ней не только потому, что это просто среда обитания, это также источник различных ресурсов. За счет нее человек питается, строит дома, создает себе одежду. Даже если мы говорим об искусственных тканях, то они также взяты из природных материалов. Человек в свою очередь тоже воздействует на окружающую среду, создавая искусственную природу, а также воздействует на географическую среду. К сожалению, человек часто портит окружающую среду (пластиковые бутылки, портит воздух, воду). Это очень сказывается на тех, кто обитает в природе. Также человек связан с природой и с географической средой и в духовном плане. Мы едем на природу не только чтобы подышать свежим воздухом, но чтобы получить эстетическое наслаждение, отдохнуть от повседневности, от рутины. Таким образом, природа является источником вдохновения. Многие пишут стихи, посвященные явлениям природы, пишут картины, делают фотографии. Это также составляет одну из очень важных частичек человеческого бытия.

Обсуждая проблему взаимодействия человека и географической среды всегда встает вопрос, а насколько сильна зависимость человека от географической среды? Очевидно, что географическая среда создает самые различные условия жизни человека. Есть различия между жизнью в жарких африканских странах, где люди даже не знают толком, что такое снег и жизнью в северных широтах, где люди с трудом переносят высокие температуры. Например, жители российского города Петрозаводска считаю температуру

плюс 28 слишком высокой.

Насколько сильна степень влияния географической среды на развитие человеческого сообщества? Только ли нужно учитывать климатические условия при устройстве бытовых вопросов? Или же географическая среда влияет на развитие общественного строя, государственного строя, на ход истории?

В философии нет единообразия точек зрения по этому вопросу. Можно две крайние позиции по этому вопросу.

Первая крайняя позиция – это географический детерминизм. Сторонники географического детерминизма считают, что географическая среда является главнейшим фактором, от которого зависит развитие абсолютно всего, вплоть до особенностей развития общественного строя. Сторонниками этой позиции был отечественный мыслитель Л. Мечников, французский просветитель Монтескье. Монтескье оставил существенный след в понимании взаимосвязи географической среды и человека. Он первый начинает осмысливать соотношение географической среды и политического строя. Рассматривает это он на примере древних государств Древнего Востока. Монтескье выделяет две позиции, Юг и Север (юг соответственно теплый климат, север

– холодный климат). Он считает, что теплый, даже жаркий климат юга на людей действует негативно. Жаркий климат рождает привычку к физической расслабленности, такие черты характера как робость, неуверенность, стремления наслаждениям, а не труду, соответственно, снижается уровень активности, даже уровень любопытства. И это все вызывает коллективизм, низкий уровень развития морали, лицемерие, жестокость, поэтому в южных государствах учреждаются жёсткие, деспотические режимы. Власть носит жесткий авторитарный характер.

Для жителей севера все наоборот. Прохладный климат стимулирует привычку к труду. Соответственно это формирует такие черты характера как мужество, уверенность в себе. Это порождает индивидуализм. И, соответственно, из индивидуализма вытекает способность устанавливать демократические формы правления.

В качестве примера юга Монтескье рассматривает Древний Восток, Древний Египет, Китай, Индию. Все эти примеры это деспотичные государства. В качестве примера севера он рассматривает античность, Древнюю Грецию, что достаточно интересно, потому что климат там достаточно тёплый.

Однако заслуга Монтескье заключается в том, что он поднял проблему значения для развития человеческого общества географического фактора. В тоже время следует указать и на наиболее радикальные, негуманистические варианты географического детерминизма. В XX в. появилась такая античеловеческая идеология как фашизм, что тоже может рассматриваться как вариант географического детерминизма. Согласно идеям фашизма люди делятся на полноценных и неполноценных. Жители целых регионов, стран по одному факту их географического положения объявлялись неполноценными.

Вторая крайняя позиция – социальный детерминизм. Суть этой идеи заключается в противоположном убеждении в том, что географический фактор играет очень незначительную роль или не играет никакой роли вообще. При этом человек властен и способен изменять окружающий мир независимо от того, какая есть рядом географическая среда, нет никакой взаимосвязи между общественным строем, реальной жизнью людей и географической средой. Такую позицию исповедовали утописты – Мор и Кампанелла. Они считали, что человек может создать вокруг себя тот мир, который он захочет, независимо от природных условий. Марксизм тоже отображение социально-

го детерминизма. С исторической точки зрения становится ясно, что обе эти радикальные

позиции не могут быть поддержаны. Мы должны понимать, что географический фактор – это один из факторов, который влияет на жизнь людей, на развитие любого государства. Один из первых, кто выделил значение географического фактора, был российский историк С.М. Соловьев. Его заслуга в том, что он обратился к географическому фактору, и рассмотрел его влияние на ход Российской истории. Бесспорно то, что мы не можем отрицать значение географического фактора.

Географическая среда очень чётко проявляется в жизни людей. Начнём с самого простого – влияние на физиологию человека. В разных климатических условиях сформировались разные люди по своим физиологическим особенностям. Например, если рассматривать Африку, то там живут представители негроидной расы. У них темный цвет кожи, тѐмные курчавые волосы и это определено природой не просто так. Природа наградила их темным цветом кожи, чтобы защищать от избытка солнца. Чем ближе продвигаться к северу, тем светлее становиться люди. На севере живут люди со светлым цветом кожи и со светлыми волосами. Это не случайно: нужно чтобы люди получали побольше ультрафиолета, которого в этой местности не

так уж много.

Также географическая среда влияет на повседневную жизнь людей, бытовую практику. В северных регионах нашей страны в этнографических музеях (в Великом Новгород, Карелии) можно увидеть северный тип архитектуры. Это высокие и большие дома. В этих домах сверху находятся небольшие жилые помещения, а всѐ остальное – это помещения для хозяйственной утвари, для скота. Жилое помещение находится на более высоком уровне от земли, чтобы было теплее. Под крышу этого жилого помещения сведены все хозяйственные постройки, для того, чтобы производить всю хозяйственную работу в тепле и обеспечить скот теплым жильем. А вот, если посетить такой же музей в южных регионах (например, на Украине), то там Вы не увидите таких больших домов. Жилые дома и хозяйственные постройки разведены, сами дома часто представлены «глинобитками», то есть стены этих домов сделаны из глины и соломы. В тамошнем климате зимы мягче и, соответственно, себя и скот так спасать от морозов не представляется необходимым.

Также, это четко прослеживается в питании. Так в странах с жарким климатом, например в Индии, при приготовлении пищи используются большое количество пряностей, которые добавляются, чтобы дольше сохранять свежесть еды. В Китае, еда режется на очень маленькие кусочки для более быстрого времени приготовления, в связи с тем, что там очень мало топлива для готовки еды.

Географическая среда влияет и на общественный строй. Так, например, у славян, наличие лесов обуславливало подсечно-огневую систему земледелия. Одному заниматься таким видом земледелия невозможно, поэтому славяне были обречены жить именно общиной. Изначально Киевская Русь, то есть славянское государство, формировалось именно как государство западного типа. В нем было очень много черт западной цивилизации. Однако

община, то есть основная черта восточного типа государства, присутствовала в Киевской Руси и славянин, а потом и русский, были просто обречены на такую черту, как коллективизм. В тоже время в истории не мало примеров, когда человек оказывался сильнее природы. Так жители Японии всегда соперничали со стихией, не смотря на сложности, которые им предлагает географическая среда, сумели создать современное техногенное общество. Также влияют на развитие общества и социальные факторы: уровень развития экономики, наличие ментальных установок в обществе, интересы сопредельных государств. Существенным фактором в развитии карты мира в XVII-XVIII вв. стала колонизация, борьба за колонии между передовыми странами, которая была порождена поиском рынков сбыта или рынков дешевой рабочей силой. Таким образом, мы видим, что географический фактор влияет на разные стороны жизни, однако он, естественно, не является единственным и определяющим, и вступает во взаимодействие с разными другими факторами. Поэтому, мы приходим к выводу, что географический фактор является одним из факторов развития общества, он взаимодействует с другими

факторами, выступая во взаимосвязи с ними.

18. Природное (биологическое) и социальное в человеке. Критика бтологизаторства и социологизаторства.

Человек – это уникально существо. Его уникальность проявляется в сочетании биологического и социального. Очень важным для понимания человека является вопрос о соотношении биологического и социального. Это имеет огромное значение для определения тактики воспитания человека, регулирования общественных отношений и т.д. Что же такое биологическое и социальное в человеке? Итак, человек –это существо биологическое. Под биологическим понимается всѐ то, что дано человеку от природы. Прежде всего, это его анатомическое строение. С одной стороны природой заложен определенной стандарт в строении тела. У каждого человека должно быть две руки, две ноги, одна голова, один и тот же набор органов. В тоже время именно природой заложены и различные индивидуальности: определенный рост, цвет волос, глаз. Двух абсолютно одинаковых людей не бывает. Даже близнецы имеют различии.

Также природой дано человеку ряд определенных свойств, которые не характерны для представителей животного царства. Например, это прямохождение. Именно благодаря тому, что человек высвободил свои первые две конечности для какой-то другой деятельности, он сумел развиваться как человек. Также природой заложены некоторые предпосылки для осуществления специфической деятельности человека, например: голосовой аппарат от природы имеет способность к речи; мозг человека развит определенным образом, чтобы впоследствии человек стал человеком разумным. Есть еще ряд качеств человека, которые ему даются «готовыми» от природы. В частности – темперамент. Одни люди от природы медлительные, спокойные, другие легко возбудимые. Также можно отметить различные способности или предрасположенности к каким-нибудь определенным действиям (музыкальный слух, склонности к художественной деятельности).

Опять же одни дети могут заминаться музыкой, петь, другим это дается с трудом (в народе говорят «медведь на ухо наступил»). Биологическим является наследственность медицинская, т.е. предрасположенность к заболеваниям.

Помимо биологического в человеке присутствует и социальное.

Социальное – это те свойства, качества человека, которые вырабатываются в совместной деятельности людей. Сюда относятся речь, усвоение и овладение определенными социальными нормами (правилами поведения, моральными нормами), трудовые навыки

В философии активно обсуждается вопрос о том, чего в человеке больше: природного или социального? Существуют две крайние позиции относительно ответа на данный вопрос. Первая из них – это биологизатарство. Данная позиция философии основывается на том, что человек – это,прежде всего, существо биологическое, и всѐ в его поведении определено природой. Представителем такой позиции является З.Фрейд с его теорией

психоанализа. Если в теории Фрейда есть рациональные зерна и психологией положения Фрейда не отвергаются, то идеи итальянского криминалиста Ч.Ломброзо сейчас вызывают усмешку. Лоброзо считал, что природой человеку уже предопределено быть ему преступником или нет, то есть существует так называемый ген преступности. Этот ген определяет не только правомерное или неправомерное поведение человека, но и совершение каких видов правонарушений будут присущи данному человеку, а также, самое главное, определяют его внешность. По внешности, считал Ломброзо, можно определить, кто является потенциальным убийцей, насильником, вором, и таких людей, по его мнению, надо выявлять и в превентивном, то есть предупреждающем, плане подвергать тюремному заключению.

Вторая крайняя позиция – социологизаторство. Представителями данной позиции являются утописты, марксисты, которые считали, что социальные факторы сформируют любую личность, которую нужно. То есть, общество ставит перед собой цель сделать определенного человека, берет себе материал (конкретного человека) и делает из него то, что обществу необходимо. Биологическая (природная) составляющая никакой роли, по взглядам сторонников этой позиции, не играет вообще. Однако многие другие философы, психологи всѐ же исходят из того, что человек – это существо биосоциальное. Безусловно, многие предпосылки поведения человека заданы природой. Например, если, мы говорим о темпераменте, то его изменить нельзя. Даже, некоторые навыки у человека

могут не развиться, не сформироваться именно потому, что природа дала какой-то сбой. Так, если при родах врачи хоть немного замешкаются и у ребенка будет хотя бы кратковременная задержка дыхания, мозг ребенка получит недостаток кислорода, впоследствии могут возникнуть проблемы с развитием речи, либо, если процесс недостатка доступа кислорода зайдет слишком далеко, то вообще могут возникнуть проблемы с наличием у него речи. Однако, самое главное, что многие природные предпосылки, данные природой развиваются или наоборот не развиваются только под влиянием социальной среды. Даже, если роды прошли нормально, и нет никаких отклонений, речь ребенка никогда не разовьется, если он не будет расти в человеческом сообществе. Человек никогда не освоит прямохождение, если не будет находить в среде себе подобных. Если человек будет расти в среде животных, то он будет копировать их повадки: передвигаться на четырех конечностях, подражать звукам, которые издают животные. Психологи это называют «синдромом Маугли». «Синдром Маугли» - это то, с чем, к сожалению, современное общество, в том числе и российское, сталкивается и по сей день. И в настоящее время люди оказываются в стаях волков или обезьян и, соответственно, усваивают именно их навыки. «Синдром Маугли» можно встретить в настоящее время у детей в социально неблагополучных семьях. Известны случаи, когда

дети из таких семей, оказавшись совсем ненужными своим родителям, проживали в будке для собаки, и их воспитателями оказывалась, естественно, собака. Такие дети поступали в детский дом уже очень одичавшими. Они привыкли есть из миски без каких-либо приборов, передвигаться на четвереньках. Научить таких детей только ходить на двух ногах, пользоваться приборами – уже в этом была большая заслуга воспитателей детских домой. Если мы говорим о развитии других качеств, то, если у человека есть предпосылки к тем или иным действиям, например, есть хороший музыкальный слух, есть художественные способности, сформируется ли это само по себе? Выльется ли это в реализацию таланта? Конечно же, нет. Для полной реализации данных навыков, их надо развивать, и талантливым музыкантом при наличии способностей ребенок станет не всегда. Потому что для этого этому нужны определенные социальные условия, социальные воздействия, наличие педагогов, наличие условий для занятий. Точно также, если мы говорим о наличие темперамента. Если у человека взрывной темперамент, он легко возбуждается, то это не значит, что в реальной жизни он станет опасным для общества или будет очень конфликтным. Темперамент исправить нельзя, но можно корректировать социальными мерами характер человека, научить его управлять своими эмоциями. Также это касается и наследственных болезней. При определенных условиях предрасположенность к болезням может реализоваться, а может и не реализоваться. Во многом это зависит от социальных условий. Человек, как человек, формируется только в человеческом сообществе. Он усваивает определенные правила, нормы поведения, и любой подрастающий член общества – это, в определенной степени, отображение того общества, в котором он развивается. Например, ребенок копирует семейные отношения. И представления о семейных отношениях ребенок будет носить именно такие, которые у него есть в семье. В этом плане очень показательна игра «дочки-матери». Как дети играют в эту игру, так они и отображают этой игрой свою семью. Если вдруг в какой-нибудь игре девочка Маша начинает лупить куклу Машу, то это значит, что в еѐ семье используются такие методы воспитания. Если вдруг куклы начали употреблять нецензурные выражения, значит, в семье данные выражения употребляются довольно часто, что, естественно, противоречит принятым в обществе моральным нормам. Таким образом. Развитие человека, его личность представляет сочетание биологических задатков и влияние социальной среды.

19. Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

Общество – саморазвивающаяся структурированная система, целостность которой определяется производственно-трудовыми и духовными отношениями людей. Проще говоря, общество – это система отношений между людьми. Отношения в обществе являются достаточно сложными. Важным определяющим фактором, который формирует отношения между людьми, является труд, трудовая деятельность. Однако трудовые отношения – это не единственные отношения по поводу чего между людьми возникает взаимоотношение, взаимодействие. В философии принято считать, что в общественных отношениях существуют 4 сферы или как ещѐ говорят 4 подсистемы общества:

1. Экономическая

2. Политическая

3. Социальная

4. Духовная

В первую очередь мы охарактеризуем экономическую сферу.

Экономическая сфера – это взаимоотношения между людьми и деятельность людей, возникающие в процессе производства и распределения материальных ценностей. Человек очень четко отличается от животного именно способностью к трудовой деятельности. Животные могут только собирать, потреблять готовое, существующее уже в природе, а человек, в отличие от животного, может производить, то есть, создавать что-то новое. Экономическая сфера, экономические отношения – это очень сложные отношения. Классически выделяют:

1. Производственные силы

2. Производственные отношения.

С точки зрения К. Маркса между ними всегда есть противоречие: производственные отношения всегда отстают от развития производственных сил.

Говоря об институтах экономической сферы, необходимо сказать, что сюда относится:

1. деятельность всех предприятий, фабрик, заводов;

2. все органы управления и регулирования экономической деятельности;

Вторая сфера, которую мы с Вами выделяем, это сфера политическая. Политическая сфера – пространство политической деятельности. Соответственно, это, прежде всего, отношения и деятельность людей по поводу власти.

Институтами в данной сфере являются:

1. политические организации, партии, общественные движения;

2. государственные органы;

3. сами люди.

С развитием человечества постепенно увеличивается возможность людей участвовать в этой сфере общественных отношений. Если говорить о развитии взаимоотношений общества и государства, то одними из первых прав и свобод людей, конечно же, после естественных прав, стали закрепляться именно политические права и свободы.

К политическим правам и свободам относятся:

1. свобода слова;

2. свобода выборов;

3. свобода создания различного рода организаций;

4. свобода проведения митингов, демонстраций, пикетов.

В современные дни государство не может претендовать на статус передового и цивилизованного, если в нем гражданам не представляется широкий спектр политических прав и свобод.

Следующая сфера – это социальная сфера. Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Под социальной сферой понимают, прежде всего, отношения людей по поводу наиболее важных, неотъемлемых для каждого социальных благ, т.е. проще говоря, таких благ, без реализации, которых не может быть признана нормальной жизнь ни одного человека. К таким благам относятся:

1. обеспечение жильем

2. возможность получить образование;

3. медицинское обслуживание;

4. пенсионное обеспечение.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной, справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Институтами, которые действуют в этой сфере, являются различные учреждения и организации социального профиля (образовательные учреждения, лечебные учреждения); органы власти, которые занимаются организацией деятельности этой сферы; благотворительные организации. Социальная сфера является очень значимой сферой общественных отношений. В цивилизованном обществе каждый, независимо от своего статуса, уровня образования, возраста должен иметь доступ к наиболее неотъемлемым благам (возможность получить образование, доступ к получению медицинской помощи, иметь крышу над головой), и в то же время обеспечить защиту в этом плане малоимущих (то есть менее защищенных: например, женщин, детей), которые имеют меньше возможностей реализовать предоставленные им социальные права. Понятно, что, если у человека много денег, то у него гораздо больше возможностей получить более качественную медицинскую помощь или образование, поэтому в современном обществе социальная сфера должна находиться под пристальным вниманием государства. Необходимо сказать, что современные конституции многих государств гарантируют защиту социальных прав. Современное государство обязательно должно быть государством демократическим и социальным, то есть обязательно заботиться о простом народе. Однако понимание этого в человеческом сообществе пришло очень поздно, по крайне мере гораздо позже, чем понимание, что каждый имеет право на жизнь, право на неприкосновенность и что каждый имеет политические права. Наша страна и в этом вопросе оказалась первой. Именно в нашей стране в основном документе стало впервые закреплены права на жилье, на получение квалифицированной медицинской помощи. Последняя сфера – духовная. Необходимо сказать, что духовная сфера является обязательным атрибутом любого общества. Однако в современном обществе понятие духовность воспринимается очень узко, как религиозность, имеющая отношение к церкви. На самом деле, духовность – это гораздо более многоплановое явление. Под духовностью понимается вся совокупность различных духовных ценностей, созданных сознанием человека. К ним, прежде всего, относятся:

1. знания, в том числе и научные;

2. мораль;

3. искусство во всех формах его проявления;

4. право, правовые нормы;

5. традиции, обычаи;

6. религия (если мы говорим не о духовном мире конкретного человека, а о духовном мире общества).

Соответственно, проявлением духовности является не только религиозные или атеистические взгляды человека, но и его гражданс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: