Введение. Тема 21. Переходная (трансформационная) экономика

Содержание

ЛИТЕРАТУРА

Тема 21. Переходная (трансформационная) экономика

1. Сущность и характерные черты трансформационной экономики. Необходимость перехода к рыночной экономике.

2.Особенности и этапы переходной экономики Беларуси.

3. Элементы переходной экономики. Либерализация.

4. Структурные и институциональные преобразования.

5. Основные направления формирования социально-ориентированной рыночной экономики (формирование рыночных отношений, социальной ориентации, преобразования структуры хозяйства).

6. Роль государства в трансформационной экономике.


1. Базылев, Н. И. Курс экономической теории в таблицах и схемах: учебное пособие [для вузов] / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Минск: Современная школа, 2010. – 96 с.

2. Беларусь в цифрах. 2010 = Belarus in figures: статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; отв. за вып. Е. М. Палковская. – Минск: Информационно-вычислительный центр Белстата, 2010. – 95 с.

3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт-М, 2004. – 566 с.

4. Бродская, Т.Г. Экономическая теория / Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин. - М.: Инфра-М., 2004. – 463 с.

5. Головачев, А.С. Микроэкономика: курс лекций / А.С. Головачев, И.В. Головачева, Э.А. Лутохина. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 68 с.

6. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин.- М.: Экономист, 2004. – 699 с.

7. Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства / С.Н. Князев. – Минск: Акад. управл. при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491 с.

8. Курс экономической теории / А.В. Сидорович и [и др.]; под ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова: Издательство «ДНС», 2001. – 388 с.

9. Лисин, В. С. Макроэкономическая теория и политика экономического роста: учеб. пособие / В. С. Лисин. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003. – 320 с.

10. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / Под ред. Новиковой И. В., Ясинского Ю. М. – Мн.: «ТетраСистемс», 2008. – 302 с.

11. Национальная экономика Беларуси: учебник для экономических специальностей вузов / В. Н. Шимов [и др.]; ред. В. Н. Шимов. – 3-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 751 с.

12. Никитенко, П. Г. Социодинамика Беларуси, России и Украины: политико-экономический аспект: [монография] / П. Г. Никитенко, С. Ю. Солодовников; НАН Беларуси, Институт экономики. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 557 с.

13. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей вузов / А. В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.

14. Экономическая теория: системный курс / Э.И. Лобкович [и др.]; под ред. Э.И. Лобковича. - Минск, 2000. – 178 с.

Введение 2

1. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья 5

2. Экономическая мысль России периода феодализма 14

3. Меркантилизм 17

4. Физиократия 23

5. Классическая школа 26

6. Развитие мелкобуржуазной критики капитализма 27

7. Кейнсианство 32

Заключение 34

Развитие хозяйства с глубокой древности сопровождалось стремлением объяснить явления и формы экономической деятельности, дать картину экономической реальности.

Вначале это были лишь фрагменты, части мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась с зарождением капиталистических рыночных отношений. Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических обществах плоды экономической активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и т.д. Во-вторых, рыночное хозяйство обладает таким свойством, как экономическая динамика, стремлением к расширению. В такой ситуации картина экономической реальности приобретает еще большее значение, она должна помочь в прогнозировании экономической конъюнктуры. Экономическая теория становится необходимой предпосылкой формирования экономической стратегии, в том числе и экономической политики государства.

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических идей, выражающих интересы классов и социальных групп в различных общественно-экономических формациях.

Этапы развития экономических теорий:

1. Возникновение.

2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории.

3. Период противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических идей:

1. Объективные потребности хозяйственной жизни.

2. Социально-классовые конфликты и противоречия.

3. Противоречия в развитии самой теории.

Критерий научности теории - адекватное отражение действительности и способность обосновать правительственную экономическую стратегию. Две центральные функции экономической теории: объяснительная и прогностическая. В истории науки существовало несколько подходов к созданию картины экономической действительности. Строго говоря, у каждого ученого - своя картина. Тем не менее с известной долей допущения можно выделить классическую, марксистскую, историческую, институциональную, кейнсианскую школы. Каждая школа ставит перед собой конкретные задачи и решает их присущими ей методами. Цель истории экономических учений - показать своеобразие каждой школы, ее задачи и результаты, взаимосвязь и преемственность школ экономической науки, влияние на экономическую стратегию и экономическую политику государства. Особенный интерес представляет развитие западной экономической науки, развитие ею теории стимулировалось насущными практическими потребностями.

Основополагающее разделение в подходе к истории экономической мысли - конфликт между релятивистами и абсолютистами. Релятивисты рассматривают каждую отдельную теорию, выдвинутую в прошлые века, как более или менее точное отражение тогдашних условий, каждая теория в принципе, оправдана; абсолютисты следят только за интеллектуальным развитием предмета, которое рассматривается как неуклонный прогресс от ошибки к истине. Релятивисты не классифицируют теории различных периодов в терминах "лучше" или "хуже"; абсолютисты оценивают теорию по количеству рекомендаций и их практическому применению.

Даже в самом чистом виде экономическая теория неявно содержит политические примеси и в этом смысле работает на политическую пропаганду. Этот элемент пропаганды - неотъемлемая часть предмета и даже когда мыслитель усердно сохраняет чувство олимпийской беспричастности, философские и политические предпочтения присутствуют в самом начале анализа, в выборе определенных черт реальности для рассмотрения. Здесь проблема не в отрицании наличия пропаганды, а в отделении научных идей от идеологии. Более того, пропаганда - это не то же самое, что ложь.

Сказать, что К.Маркс хотел дискредитировать капитализм и начал с его недостатков, не означает, что по этой причине его анализ ничего не стоит. Политические предрассудки могут даже помогать научному анализу: критик капитализма обратит внимание на действительные недостатки системы, и, конечно, не случайно замечания того же Маркса по поводу экономических циклов на 50 лет опередили его время.

Порядок разбора любой исторической экономической теории:

1. Исторические условия возникновения экономической теории. Необходимость данной теории.

2. Основатель теории. Наиболее известные представители. Главные научные труды школы.

3. Интересы какого класса или группы людей представляет теория (классовость теории).

4. Основные положения теории:

1) поиск источника богатства;

2) роль государства в экономике;

3) отношение к собственности (общинная или частная);

4) отношения между предшествующим строем и настоящим;

5) противоречия между натуральным и товарным производством;

6) отношение к труду, отношение к рабочей силе;

7) финансовые отношения; отношение к банкам; налоговые отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: