Работа социального педагога в учреждениях государственного попечения

В домах ребенка живут и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интер­наты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов со­стоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и по­лучают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразделять­ся на детские дома для дошкольников, детские дома для школь­ников и разновозрастные детские дома.

Основными задачами детских домов являются:

— создание благоприятных, комфортных условий, прибли­женных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

— обеспечение охраны здоровья детей;

— обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-пе­дагогической и социальной адаптации;

— охрана интересов и прав воспитанников;

— освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и го­сударства;

— формирование общей культуры воспитанников, их адап­тация к жизни;

— формирование потребностей у воспитанников к саморазви­тию и самоопределению;

— создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

В государственной системе попечения детей-сирот существу­ет особый тип учреждения — приют. Специфика работыприюта состоит в том, что это учреждение временного пребывания детей, оставшихсябез попечения родителей.Цель данного учреждения — устроить детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на временное проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты — возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школь­ники (90 %), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, от­сутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин поме­щения детей в приют — сексуальное насилие (11 %), насилие как над маленькими детьми (1,5—5 лет), так и над девочками 13—15 лет. 9 % детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсут­ствия родственников, способных заботиться о них, смерти роди­телей, на время оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59 %), соци­альные педагоги (26 %), родственники (10 %) и очень редко (6 %) дети приходят в приют сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи.

Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35 %), дети — круглые сироты (14 %), родители — инвалиды (19 %) или психически больные.

Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80 % имеют психоневрологическую патологию, 42 % — задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыха­ния. Только 2,2 % детей здоровы.

Приют имеет следующие функции:

— обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родствен­ников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие), эксплуатации со стороны взрослых криминальных элементов и т.д.;

— защита законных прав и интересов ребенка, связанных с его взаимоотношениями с родительской семьей, усыновлени­ем, установлением опеки, получением образования, овладени­ем профессией и т.п.;

— снятие у ребенка остроты психического напряжения или стрессового состояния как следствия социально-психологичес­кой депривации в семье, физического или сексуального наси­лия, школьной дезадаптации, пребывания в неблагополучной социальной среде на улице и т.п.;

— диагностика деформаций в личностном развитии и пси­хофизическом состоянии ребенка с целью разработки индиви­дуальной программы его социальной реабилитации;

— первичная адаптация социально неблагополучного ре­бенка к жизни в социально здоровой семье;

— восстановление и развитие важнейших форм человечес­кой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, об­щение для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;

— восстановление или компенсация социальных связей де­тей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности доприютской жизни не были ими освоены.

Вся деятельность приюта нацелена не столько на профи­лактику, сколько на коррекцию и реабилитацию детей, поскольку в него берутся дети, ослаб­ленные физически, с нарушением социального и психологи­ческого статуса, отчужденные от семьи и школы, а возмож­ности профилактической работы с ними уже во многом упу­щены.

С этим связаны некоторые особенности приюта в отличие от других видов специализированных учреждений социаль­ной реабилитации несовершеннолетних. Хотя приют опреде­лен как учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок же­стко не определяется, так как программа социальной реабилитации и устройства дальнейшей жизни ребенка носит ин­дивидуальный характер. Приюты действуют как открытые учреждения, они принимают безнадзорного ребенка незави­симо от наличия у него документов, удостоверяющих его личность, ребенок сам может попросить убежища в приюте, минуя посредников, приют дает пристанище ребенку до ре­шения суда о лишении его матери или отца (или обоих вмес­те) родительских прав. Открытость приюта проявляется и в том, что социальная реабилитация детей проходит не в замк­нутом пространстве, а в реальной социальной среде. В при­ютах поощряются контакты воспитанников с детьми из се­мей, где царят нормальные нравственные ценности, пози­тивные социальные установки. Рекомендуется приобщать воспитанников к общественным и культурным мероприяти­ям, проводимым в социальном окружении, в том числе при­глашать взрослых и детей на свои праздники, спектакли, оказывать помощь одиноким и престарелым, работать на своих земельных участках, проводить экскурсии в музеи, туристические походы, встречи с интересными людьми, по­сещать театры.

Особо следует подчеркнуть обязанность приюта активно, оперативно и настойчиво осуществлять правозащитную дея­тельность по отношению к детям. Они могут и должны в слу­чае необходимости обращаться в органы внутренних дел с просьбой изъять ребенка из среды, опасной для его физическо­го, психологического, нравственного здоровья, инициировать в суде дело о лишении родительских прав или привлечении к уголовной ответственности должностных лиц учреждения, где прежде воспитывался ребенок.

Таким образом, деятельность приюта носит полифункцио­нальный характер: здесь одновременно действуют врач, психо­лог, юрист, хозяйственник и другие специалисты. Но все виды деятельности должны быть пронизаны педагогическими целя­ми, поскольку именно в педагогических результатах выража­ется итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.

Первый этап работы по социальной реабилитации — ком­плексная диагностика физического, психического и социаль­ного здоровья поступившего в приют ребенка. У каждого ре­бенка своя судьба, свои проблемы, особое проявление общих тенденций, и потому с первых дней надо начинать изучение его социального, соматического и психического статуса.

Для характеристики социального статуса ребенка важна ин­формация о том, когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс школы посещал, имеется ли прописка. Кроме того, важ­но медицинское освидетельствование для оценки физического состояния, состояния нервной системы. Психологическое об­следование преследует цель — дать оценку эмоционально-пси­хической сферы ребенка, типа нервной системы, особенностей поведенческой реакции на стресс. Изучается интеллектуаль­ный уровень ребенка, уровень школьной подготовки, особен­ности развития речи. На основе этих данных даются рекомендации воспитателям о необходимости учета выявленных особенностей ребенка.

Работающий в социальном приюте педагог, конечно, дол­жен быть подготовлен психологически и знать некоторые не­отложные меры медицинской помощи. Он должен изучить ре­зультаты предшествующих обследований и быть готовым к трудностям процесса адаптации ребенка в зависимости от его психического состояния, здоровья и развития. Для этого ему необходимо знать наиболее существенные проявления психи­ческих дезадаптационных расстройств у детей, воспитываю­щихся в неблагоприятной семейной обстановке или вне семьи.

Педагогическая работа в приюте с социально дезадаптированными детьми и подростками начинается с адаптации их к жизни в самом приюте, которая является одной из ступенек адаптации в обществе.

Надо осознать, процесс приспособления ребенка к жизни в приюте не является одномоментным, он сложен, требует ком­плексного подхода и постепенности. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходи­тельность к ребенку, уверенность в том, что он способен изме­няться к лучшему, персонифицированное отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.

Основополагающим моментом педагогической работы в приюте должно стать создание новой среды обитания, отлич­ной от той, в которой он был до сих пор. В социальном приюте помещения должны иметь располагающий, приближающийся к домашнему вид. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств для того, чтобы ребенок мог бы чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможность удов­летворять свои интересы.

С первых шагов своего пребывания в приюте вновь прибыв­ший ребенок должен быть поставлен в позицию не наблюдате­ля, а соучастника, создателя новых условий своей жизнедея­тельности. Поэтому полезно детей привлекать к созданию или переоборудованию нового дома или обстановки.

Постепенно он должен приобрести чувство собственного до­ма. Этому может помочь и создание уютных уголков, где ребе­нок, устав от непрерывного пребывания на людях, мог бы по­быть один, сбросить психологическую перегрузку, осмыслить новую жизнь, отвлечься, пофантазировать.

В приюте обязательно должна быть своя библиотека, в кото­рой могли бы посидеть не только читающие, но и не читающие дети, полистать книги, посмотреть иллюстрации, а то и по­мочь библиотекарю в его работе.

Существенное место в педагогической работе в приюте должна занимать выработка у детей понимания важности и умения соблюдать социальную нормативность. Ведь одни из них привыкли к неограниченной свободе, другие, напротив, испытали жесткие ограничения, запреты. Необходим проду­манный комплекс, занятий для повседневного приобщения детей к нормам общечеловеческого общежития. При этом важно исключить из педагогического поведения жесткие и категорические требования. Должны быть определены гра­ницы снисхождения к нарушениям в поведении, с учетом ин­тересов ребенка следует выбирать наиболее благоприятный вариант жизнедеятельности в приюте и не бояться посту­питься малым, но сохранять наметившийся контакт, взаимо­понимание, доверие. В работе надо использовать гибкую сис­тему разрешаемого и запрещаемого, но при этом как воспита­тели, так и дети должны знать четко определенную границу терпимости: например, нельзя красть, нельзя обижать слабо­го, нельзя уйти из приюта, не поставив в известность воспи­тателя и т.д. Давно замечено, что дети легче приспосаблива­ются к запрету, если чувствуют уверенность взрослых в его необходимости и если он последовательно проводится в жизнь.

Важной педагогической задачей является утверждение в со­циальном приюте таких человеческих связей и взаимоотноше­ний, которые бы позволяли ребенку восстановить коммуника­тивную деятельность, преодолеть трудности общения со взрос­лыми и сверстниками, а также затем развить трудовую, позна­вательную и игровую деятельности.

Существует технология установления контакта социального педагога с дезадаптированным ребенком. Она включает несколько стадий, продви­жение от одной стадии к другой может идти быстро или замед­ленно, но, зная содержание и последовательность этих стадий, педагог сможет адекватно действовать в процессе общения с ребенком.

Первая стадия «накопления согласий» между взрослым и подростком по самым нейтральным вещам сообразно конкрет­ной ситуации («у нас холодно... тепло... жарко», «скоро стем­неет», «тебе не очень удобно сидеть здесь, может быть лучше здесь» и т.д.). Полезно соглашаться с подростком, следует най­ти доводы для того, чтобы поддержать его, чтобы он услышал непривычные для него словосочетания типа «возможно», «скорее всего ты прав», «логично», «верно», которые произно­сятся спокойно и ровно.

Вторая стадия — стадия поиска нейтральных интересов и увлечений подростка с целью возбудить у него положительное эмоциональное состояние. Заинтересованность взрослых тем, что привлекает подростка, воспринимается им положительно, и создает условия для контакта.

Третья стадия — обсуждение сообщения, которое подросток делает доверительно взрослому после первых двух стадий. На этой стадии надо строго соблюдать этику отношений: нельзя проявлять сомнение в том, что говорит о себе подросток, не следует ему возражать, ни в коем случае нежелательно всту­пать с ним в спор.

На четвертой стадии выясняются качества личности, кото­рые опасны для взаимодействия с другими детьми. Рассказы­вая о других людях, ребенок в сущности говорит о себе, и ста­новится ясно, что вызывает у него неприязнь к людям, чего он стремится избегать.

Как правило, на этой стадии общения ребенок освобождает­ся от напряжения, и взаимодействие переходит на пятую ста­дию, с которой начинается процесс выработки общих прини­маемых и подростком, и взрослым норм поведения.

Развитие адекватной самооценки положительных качеств у ребенка является также результатом адаптации его в соци­альном приюте. Низкая самооценка тормозит адаптацию к новым условиям. Поэтому общение, взаимодействие взросло­го с поступающим в приют должно быть ориентировано на восстановление ребенка в правах прежде всего перед самим собой, на формирование у него уважения к самому себе, чув­ства собственного достоинства, уверенности в своих возмож­ностях положительного развития. С этой целью надо так вес­ти воспитательную работу, чтобы он на деле убедился бы в том, что о нем заботятся, что у него есть перспективы и он ко­му-то нужен.

Забота как нравственный принцип и императив общения с ребенком должны лежать в основе всей работы приюта, его педагогов. Тогда ребенок начинает осознавать свою значи­мость и приобретать новые умения от гигиены до трудового участия. В процессе обучения воспитатель с учетом потребно­сти ребенка в эмоциональной поддержке должен вести заня­тия так, чтобы ребенок, осваивал новые умения, добивался успехов, а в случае затруднительных ситуаций получал кон­кретную поддержку. Вся система отношений к ребенку долж­на подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. С этой целью каждое значимое событие в его жизни должно быть так отмечено, чтобы ребе­нок почувствовал бы внимание окружающих. Следует проду­мать различные знаки персонального внимания к нему — на­пример, не пропускать день его рождения, первый день в школе и т.п.

Подготовка ребенка к школе является важным условием его будущей адаптации в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную по­мощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо у них большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии в силу своей депривированности адаптиро­ваться в большом школьном коллективе. Для большинства из них школа не является ценностью, а иногда ненавистна, так как трудности в школе были, возможно, одной из причин их драматичной судьбы. В связи с этим, общеобразователь­ная подготовка должна осуществляться строго индивидуаль­но и взвешенно. Исходя из этого одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к школе, других можно направить в школу и помочь ее посе­щать, выполнять необходимые домашние задания и т.д. Но и те и другие нуждаются в адаптационно-воспитательной помо­щи со стороны педагога. Хорошей формой решения этой зада­чи является так называемая домашняя школа. Обучаясь в ней, дети легче преодолевают страх перед школой, восстанав­ливают общеучебные навыки и пробелы в знаниях, приобре­тают уверенность в своих силах. Занятия в таких школах проводятся индивидуально или в микрогруппах, ведут их со­трудники специализированного учреждения или педагоги общеобразовательных школ. Понятно, что обучение в домаш­них школах должно носить развивающий характер, опирать­ся на позитивные возможности ребенка, в ходе занятий должны быть предусмотрены и коррекционные меры по раз­витию у детей логического мышления, памяти, внимания. Чтобы расположить детей к обучению, нужно очень осторожно использовать оценки. На первых порах следует оценивать только прилежание, отношение к занятиям, а потом, посте­пенно включать в круг оценки знания и умения, приобретае­мые детьми.

Соблюдение рассмотренных принципов и создание соответ­ствующих условий не может не помочь ребенку освоиться в но­вой социальной среде, а затем принять новые правила жизни и новых людей не только в приюте, но и вне его.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников специализированных учреждений в целом, социальных при­ютов в том числе, играет включение их в трудовую деятель­ность с целью не только самообеспечения, но и формирования качеств личности, необходимых для их подготовки к самосто­ятельной жизни.

Очень важное педагогическое значение имеет стимулирова­ние детского труда в специализированных учреждениях соци­альной реабилитации. Для воспитанников этих учреждений нужны постоянно действующие эффективные стимулы, осно­ванные на разумном сочетании моральных и материальных поощрений за труд. Воспитатели обязаны не оставлять без вни­мания любой успех ребенка в труде. Формами поощрения мо­гут быть и простая похвала, и объявление благодарности, и на­граждение подарками, и организация для особо отличивших­ся экскурсий, поездок и т.п.

Кроме того, в принципе нет ничего антипедагогического в оплате труда воспитанников, использование ее в качестве сти­мула приобщения к труду и развития трудовой активности вполне возможно и целесообразно. Для оплаты труда воспи­танников могут быть использованы деньги, вырученные от ре­ализации произведенной ими продукции и деньги, отпускае­мые на содержание персонала учреждения, если его функции выполняются детьми. Иное дело, что не стоит в ряде случаев выдавать сразу и все заработанные деньги, так как они могут быть истрачены не по назначению, не в интересах позитивного развития воспитанников. По-видимому, целесообразно зарабо­ток воспитанников, находящихся на полном обеспечении, пе­реводить на лицевой счет и выдавать небольшими суммами. Здесь нужен строго индивидуальной подход и ненавязчивый педагогический контроль за расходованием заработанных ими средств.

Основные цели деятельности для государственных учрежде­ний, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей: осуществление социальной защиты детей, находя­щихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; орга­низация получения детьми общего образования.

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме как наиболее типичном учреждении государственного попе­чения детей, оставшихся без родителей.

Потребность и необходи­мость в социально-педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.

Цель деятельности социального педагога в детском доме — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, ло­гопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инст­рукторы по труду и физической культуре, администрация де­тского дома. Объектами, на которые направлена социально-пе­дагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив воспитанников в целом.

Цель может быть реализована путем выполнения раз­личных задач. В таблице указаны задачи, функции деятельно­сти, методы и формы организации социально-педагогической деятельности. Выделены наиболее типичные функции, которые выполняет социальный педагог в детском доме. Опять же сле­дует помнить, что работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Задачи социального педагога Функции социально-педагогичес­кой деятельности Методы и формы организации деятельности
1. Определение статуса ре­бенка. Диагностическая. Беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребен­ка.
2. Составление индивидуаль­ной программы развития воспитанника. Прогностическая. Анализ собранных данных о ребенке, определение медицинской, психологической, педагогической реабилитации ребенка.
3. Адаптация, реабилитация, интеграция ребенка. Коррекционно-реабили-тационная. Наблюдение, беседа, игра, упражнения, тренинги, поощрение, наказание, ведение личных дел воспитанников, взаимодействие с социальными службами и учреждениями.
4. Представление интересов ребенка в административных органах. Посредническая и патро­нирующая. Убеждение, беседа.

Начиная свою деятельность в детском доме, соци­альный педагог должен хорошо представлять, с какой катего­рией детей ему придется работать.

Медико-психолого-педагогические проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно иссле­дованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихо­жан, Е. О. Смирновой и др.

У воспитанника детского дома возникает и множество со­циальных проблем: личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование.

Деятельность социального педагога начинается с определе­ния социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования социальный педагог узнает ребенка, выде­ляет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболева­ния» ребенка, тем легче определить виды помощи, которые может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому на­ряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изуча­ет и детский коллектив в целом.

Следующая задача социального педагога — составить инди­видуальную программу развития воспитанников, т. е. факти­чески представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педа­гог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшей­ся ситуации.

Сложный воспитательный процесс в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих за­дач, но и раскрытия тенденций развития как ребенка, так и кол­лектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом — формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзыв­чивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого;

в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, ре­абилитации детей девиантного поведения, интеграции воспи­танников в общество являются важными в деятельности соци­ального педагога.

Реабилитация ребенка происходит с помо­щью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома.

Медицинская реабилита­ция полагает проведение комплекса оздоровительных и лечеб­ных мероприятий.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напря­жения ребенка в детском доме.

Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных заня­тий.

При формировании у детей стремления к знаниям ис­пользуется индивидуальный подход, который предполагает:

— соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем раз­вития детей данного возраста;

— положительную оценку успехов (похвалой, подбадривани­ем, поощрением);

— учет склонностей и возможностей ребенка;

— занимательность и наглядность материала в процессе обуче­ния и воспитания;

— помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками и учителями;

— обучение владению словом.

Социальная адаптация полагает успешное освоение воспи­танниками социальных ролей в системе общественных отноше­ний и происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнегохозяйства, самообслужи­вания, трудовых умений и навыков.

Вместе с психологами социальный педагог занимается про­блемами профессионального самоопределения выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы о си­стеме получения профессионального образования и др.), освое­ния ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессио­нал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспо­собиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к всту­пительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.).

Социальный педагог использует для реше­ния этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощре­ния, наказания, беседы и др.

Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме — представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и за­щищает права воспитанника, обозначенные как в международ­ных актах, так и в наших отечественных федеральных и регио­нальных законодательных актах. Так, социальный педагог за­нимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустрой­ством и продолжением его дальнейшего обучения.

Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возра­стной категории детей, их медико-социально-психолого-педа­гогических проблем.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы основные виды попечения детей-сирот в России?

2. В чем особенности работы социального педагога с приемной семьей?

3. Назовите этапы социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

4. Разработайте программу обучения приемных родителей.

5. Перечислите основные направления работы социального педагога в приюте.

6. Сформулируйте рекомендации сотрудникам детского дома по созданию эффективной воспитательной среды.

Рекомендуемая литература.

1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., «Академия», 2001.

2. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. / Общ. Ред. Н. М. Ершовой. – М., 1987.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.

4. Горячев М. Д. Социальная опека над ребенком. Самара: Изд-во СамГУ, 1998.

5. Иванова Н. П. Заводилкина О. В. Дети в приемной семье. М., 1993.

6. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред. - сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991.

7. Матейчек З. Родители и дети. М., 1992.

8. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М., 1992.

9. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. / Под ред. Г. М. Иващенко. – М., 1999.

Шульга Т. И. Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: Изд-во УРАО, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: