Средства индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности и их роль. Субъекты и содержание права на фирменное наименование. Право на товарный знак и знак обслуживания. Субъекты и содержание права. Способы защиты прав на средства индивидуализации. Формы ответственности за незаконное использование средств индивидуализации. Понятие рекламы, общая характеристика правового регулирования.
Интеллектуальная собственность - это совокупность исключительных прав как имущественного, так и неимущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, а также на некоторые приравненные объекты, в частности, средства индивидуализации субъектов хозяйственной деятельности, товаров, работ или услуг, конкретный перечень которых устанавливается законодательством.
Объектами интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним, с точки зрения способов защиты, средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) К числу отдельных объектов интеллектуальной собственности относят объекты промышленной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец). К данным объектам относятся товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, программа для электронных вычислительных машин и баз данных, топология интегральных микросхем, фирменное наименование и др.
|
|
Изобретением признается продукт или способ, являющийся новым, имеющий изобретательский уровень и промышленно применимый.
По лезная модель - техническое решение, относящееся к устройствам, являющееся новым и промышленно применимым.
Промышленным образцом является художественное и художественно-конструкторское решение, изделие, определяющее его внешний вид, являющееся новым и оригинальным.
К способам индивидуализации субъектов хозяйственной деятельности, товаров, работ, услуг относятся: фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), наименование мест происхождения товара.
Назначение фирменного наименования заключается в том, чтобы выступающие в хозяйственном обороте субъекты были правильно идентифицированы. Фирменное наименование должно точно определять субъекта хозяйствования, действующего как юридическое лицо.
Товарным знаком (знаком обслуживания) признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.
|
|
Наименованием места происхождения товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов. Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта (ст. 1024 ГК).
Служебная и коммерческая тайна рассматривается как особый вид более широкого объекта гражданских прав - информации. Коммерческая и служебная тайна в качестве объекта гражданского права должна обладать тремя признаками: соответствующая информация неизвестна третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Обладатель соответствующего права в порядке, предусмотренном законом, иными правовыми актами и учредительными документами, определяет круг сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну. В этот перечень могут быть включены сведения, представляющие, с точки зрения обладателя права, интерес для осуществляемой им деятельности. Необходимость соблюдения коммерческой тайны может вытекать и из законодательства.
Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров.
К субъектам рекламной деятельности относятся рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламы. Рекламодателем является юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для ее производства, размещения и распространения; рекламопроизводителем можно назвать юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное доведение рекламной информации до готовой для распространения формы; в качестве рекламораспространителя могут выступать юридические или физические лица, осуществляющие размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в том числе и технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами. Кроме этого к субъектам рекламной деятельности относят потребителей рекламы, которыми являются юридические или физические лица, до сведения которых она доводится, т.е. обычные граждане.
Закон Республики Беларусь “О рекламе” - основной нормативный акт, регламентирующий рекламную деятельность на территории республики: регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распределения рекламы на рынках товаров, работ и услуг, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Закон распространяет своё действие на юридических лиц и граждан РБ, иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу.