Структура конституционных норм

Преамбула – важная часть Конституции, в которой выражены базовые ценности Государства.

Первая глава: «Основы конституционного строя».

В ней описаны главные устои Государства, его основные принципы, реализация которых направлена на становление в стране конституционного государства.

Главным принципом Конституции является то, что не человек создан для Государства, а Государство для него. Так же определены следующие принципы:

1) К конституционному строю относится суверенитет;

2) РФ – это демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Федеративное государство – государство, в котором федеративное устройство является элементом формы государства наряду с формой правления и политическим режимом.

Федеративное устройство - суверенная целостность государства, состоящая из равноправных субъектов.

Правовое государство – государство, призванное обеспечивать общенациональные интересы страны, защищать ее интересы и интересы ее каждого субъекта и гарантировать права и свободы с помощью права.

Право достигается в обществе с помощью определенного компромисса, который заключается в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничением своих свобод.

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

Вторая глава: «Права и свободы человека и гражданина».

Права человека – сохраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Свобода – закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественное право;

Свобода состоит в возможности лица делать все, что не причиняет вред другому;

Границы свободы могут быть определены только законом;

Что не запрещено законом, то дозволено.

В конституции закреплены три группы прав и свобод:

1) Личные права;

2) Политические права;

3) Экономические, социальные и культурные права.

Третья глава: «Федеративное устройство».

В состав РФ входит 83 субъекта, из них: 21 республика, 9 краев, 4 автономных округа, 46 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения.

Четвертая глава: «Президент РФ».

Президент – глава государства, является гарантом конституции, а также гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Президент может принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостности, а также обеспечивает функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Требования к главе государства:

Президент РФ может быть избран только гражданин РФ не моложе 35 лет и проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Избирается сроком на 6 лет и не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Пятая глава: «Федеральное собрание (парламент РФ)».

Является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат:

1) Нижняя палата – Государственная Дума, ее состав определен конституцией (450 депутатов);

2) Верхняя палата – Совет Федерации. Состоит из 176 членов совета.

Основная функция парламента - законотворчество.

Шестая глава: «Правительство РФ».

Осуществляет исполнительную власть.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства и федеральных министров.

Оно действует в пределах сроков полномочий главы государства и слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом.

Правительство может подать в отставку, которая может быть либо принята Президентом, либо им же отклонена.

Полномочия правительства осуществляются по средством его актов, которые издаются на основании и возникновении законов, а также нормативных указах президента.

Седьмая глава: «Судебная власть».

Правосудие в РФ осуществляется только судами (Федеральные суды).

Судебная власть РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного производства.

Органы, осуществляющие правосудие образуют единую судебную систему, которая устанавливается конституцией РФ и Федеральными конституционными законами.

Все суды в РФ делятся на:

1. Федеральные;

2. Суды субъектов РФ.

К Федеральным судам относится:

1.1 Конституционный суд, который состоит из 19 судей. Они рассматривают заявления и жалобы на различные НПА, которые не соответствуют конституции либо противоречат ей.

1.2 Суды общей юрисдикции.

Включают в себя:

× Районные суды (рассматривают гражданские и уголовные дела). Могут рассматривать уголовные и гражданские дела с участием присяжных заседателей;

× Суды субъектов РФ; областные, краевые суды; суды городов федерального значения; суды автономных областей и округов. Они рассматривают гражданские и уголовные дела, а также дела по обжалованию решений районных судов;

× Верховный суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.

1.3 Арбитражные суды (АС) – призваны рассматривать дела индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц (ЮЛ), т.е. рассматривать хозяйственные и экологические споры. Арбитражные суды уголовными делами не занимаются.

Различают:

1.3.1 Арбитражные суды субъектов, АС районов и т.д.

1.3.2 Арбитражный – окружной суд – рассматривает жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ;

1.3.2 Высший арбитражный суд – занимается рассмотрением жалоб окружного суда и судов субъектов РФ.

К судам Субъектов РФ относятся:

2.1 конституционные (уставные) суды РФ;

2.2 Мировые судьи – рассматривают гражданские (до 500 МРОТ) и уголовные дела (срок лишения свободы до двух лет).

Решение мировых судей могут быть обжалованы в районном суде в течение 10 дней с момента вынесения решения.

Помимо государственной судебной системы в РФ существует третейский суд, который призван рассматривать экономические и хозяйственные споры ЮЛ. Решения третейских судов оспорению и обжалованию не подлежат.

Восьмая глава: «Местное самоуправление».

Местное самоуправление (МС) – способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение вопросов местной жизни местного значения. Органы местного самоуправления (ОМСУ) не входят в государственную систему органов государственной власти.

Государственные органы власти – органы власти на федеральном уровне, местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на др. территориях, с учетом исторических и местных традиций.

Структура ОМСУ определяется поселением самостоятельно.

ОМСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и используют местный бюджет, устанавливают местные положения и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.

Кроме конституции, в которой отражены общие положения о МСУ, деятельность ОМСУ регулируется Федеральным законом №131-ФЗ «О местном самоуправлении».

Девятая глава: «Конституционные поправки и пересмотр конституции».

Конституционные поправки и пересмотр конституции, предложения о поправках и пересмотр положений конституции могут выносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, а так же законодательные органы субъектов РФ и инициативные группы с численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: