Функции науки

Классификация методов познания.

Все методы познания можно поделить на следующие классы:

1. Всеобщие методы – этот философские методы, с помощью которых познается всеобщая определенность предмета. Основными философскими способами мышления являются диалектический и метафизический. Диалектический познает предметы в процессе их генезиса, учитывая всеобщую связь предметов и явлений друг с другом. Метафизический же сущность вещей полагает неизменной, предметы изучаются изолированно друг от друга.

2. Общелогические методы – методы, применяемые во всех видах познания – научном, обыденном, художественном и т.д. К ним относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, дедукция, индукция, абдукция, классификация и т.д. Эти методы изучает формальная логика.

3. Собственно научные – это перечисленные выше теоретические и эмпирические методы научного исследования, которые применяются в любой области научного знания.

4. Специально-научные ( или частно-научные) – методы, применяемые либо только в одной науке, либо в нескольких.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.

В период становления науки как особого социального института (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений) ее влияние обнаруживалось в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой. Наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять мировоззрение.

Про­цесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. В полной мере наука стала непосредственной производительной силой общества в период научно-технической революции (НТР), произошедшей в 50-х г.г. ХХ в. Если сегодня учитывать масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни функций науки, то функция науки как производительной силы является первейшей.

В условиях НТР у науки обнаруживается качество социальной силы, она включается в процессы социального развития. Наибо­лее ярко это проявляется в тех ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и эконо­мического развития. При составлении такой программы, определяющей цели деятельности многих пред­приятий, необходимо участие ученых как носителей специальных знания и методов из разных областей (в качестве примера можно привести экологическую программу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: