Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных знаний о мире и их систематизацию. Наука включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ей законов.
Наряду с научным познанием существуют и такие, как:
-обыденное познание
- философское
- религиозное
- художественное.
Все эти виды познания необходимы для человека, так как они дают ему информацию о мире, позволяющую ему ориентироваться в нем, решать свои жизненные задачи, определять свое место в нем и проч. В чем отличие научного познания от остальных видов познания, т.е. в чем заключаются специфические черты науки? Для того чтобы решить эту проблему, необходимо выделить критерии научности знания, ибо на основе их проводится различие между научным и другими видами познания.
Это, прежде всего:
- критерий объективности знания: наука должна описывать объект таковым, каков он есть на самом деле;
- критерий обоснованности (доказательности):статус научного знание получает в том случае, если оно подтверждено опытом или экспериментами (т.е. научно организованным опытом) – это называется эмпирическим подтверждением, или обоснованно логически – это называется логическим доказательством;
- критерий эссенциалисткий: наука направлена на познание сущности (лат. Essencia – сущность) предмета;
- критерий интерсубъективности: результаты научного познания должны быть общезначимыми, т.е. признаваться всеми, иметь независимый от индивида характер; научное знание, полученное одним исследователем, должно быть воспроизводимо в опытах и теоретических построениях другими исследователями;
- критерий истинности: знание должно соответствовать своему предмету, из этого критерия следует следующий –
-критерий предметности: если нет познаваемого предмета, то нет и знания;
- критерий систематичности научного знания – весь массив знаний организуется на основе общих принципов.
Заметим, что каждый признак в отдельности не конституирует определенность науки. Истинным может быть и философское, и обыденное знание. Интерсубъективным, общезначимым может быть и «всеобщее заблуждение». Признак системности, реализованный обособленно от других, обусловливает лишь «наукообразность», видимость обоснованности. И только одновременная реализация этих признаков в известном результате познания в полной мере определяет его научность.
В философии науки ХХ в. очень остро стояла проблема демаркации – поиск критериев, с помощью которых мы можем «провести черту» между научным и ненаучным знанием. В неопозитивистской философии был выдвинут принцип верификации, согласно которому научным признается то знание, которое подтверждено опытом и экспериментами. К.Поппер, отец постпозитивизма, для отличия научного знания от ненаучного, выдвинул принцип фальсификации. Согласно этому принципу, лишь то знание научно, которое в принципе может быть опровергнуто экспериментами. То, относительно чего невозможны никакие эксперименты, не является научным знанием. Так что к вышеперечисленным критериям научного знания можно причислить критерий верификации и критерий фальсификации, хотя, надо заметить, они в какой-то мере лишь конкретизируют критерий обоснованности результатов научного познания.