Построение композиции через тональное пятно

Дополнения и расшифровка.

а) В первую очередь определяем количество тона. Какого цвета больше, какого меньше в целом, какого среднее количество. Это сразу задает настроение работе, поддерживает сюжет. А может и противоречить сюжету, готовя нас к чему-то другому, помимо данного сюжета. Т.е. дает нам понятие протяженности во времени. Не просто рассказывает, передает данный сюжет, а именно ведет дальнейший рассказ, продолжает его.

Каждый тон может быть заключен не в одном пятне, а в нескольких, но в целом они должны составлять определенное количество тонального пятна. Например, белого много, серого среднее количество, черного совсем мало. Может быть и по-другому, но какого-то тона обязательно должно быть больше, это как доминанта, задающее общее, целое настроение.

б) Движение тонального пятна.

Каждый тон движется по своему мысленно увиденному, заданному пути, создает свой ритм движения. Это движения пятен может быть спокойным, плавным, мягким, параллельно текущим, а может, наоборот, противоречивым. Каждый тон создает свое движение, но обязательно внутри каждого движения есть остановки, паузы или замедления, а потом опять активное, быстрое движение. Это выражается направлением движений существующих линий и плашек, которые выстраиваются пятнами. Горизонтальные линии и движения по ним более спокойные. Вертикальные также выражают покой. А диагонали неустойчивы, подвижны, они создают движение и активность. Причем слева направо, по ходу письма, создается быстрое движение, а справа налево – движение напряженное, как будто что-то не пускает его, сопротивляется ему. («Боярыня Морозова» Сурикова).

Но диагональ всегда должна чередоваться с горизонталью и вертикалью, чтобы сохранить края картины, как бы включить их в свой ритм вертикалей и горизонталей. Эти движения вертикалей и горизонталей свойственны виденью и существованию человека. Они устойчивы и сохраняют плоскость картины.

в) Характер тона пятна.

Каждый тон в работе должен иметь свою форму, свой характер, свой силуэт пятна. Одно тональное пятно может быть более спокойным, плавным по силуэту, образуя большие тягучие, спокойные формы. Другое тональное пятно может быть острым, врезаться в мягкое пятно, рвать его, проникать, колоть. Третий тон может уравновешивать, сглаживать конфликт, быть нейтральным. К мягким формам относится круг и все образующиеся из него формы. Острые – ромб, треугольник. Уравновешивающие – квадрат, прямоугольник. Но и форма квадрата может быть подчинена мягкости, если это требуется, т.е. может приобрести круглые формы.

г) Развитие – подобие тонального пятна.

В одной картине должно возникать подобие форм, иначе это будет хаос из предметов, форм, объемов. Погружаясь в одну среду, формы принадлежат ей и подчиняются ее общему характеру, но при этом могут меняться, например, по размеру (маленький круг, средний и часть огромного; маленький квадрат, средний, и линии, образующие часть огромного квадрата). Но все это условно. Круг может быть и овалом, квадрат – прямоугольником.

Все эти понятия

А) количество

Б) движение

В) характер

Д) развитие

Относятся не только к понятиям о тональном пятне, но и к цветовому пятну, а также к объемам (форме) рельефа. Все эти элементы – тон, цвет, объем – могут находиться по отношению друг к другу в плавном, мягком отношении, а могут двигаться по своему и создавать конфликт, диссонанс, но обязательно где-то двигаясь вместе, соединяясь, успокаивая напряжение. Т.е. обязательно должно быть чередование активно-спокойного движения. Как в музыке – множество инструментов в оркестре, у каждого своя мелодия, но все они связаны общей темой и вступают где-то как активно ведущие мелодию, а где-то уходят на дальний план, где-то соединяются и ведут общую тему, а где-то вступают с ней в конфликт. Так же и в опере. То два голоса поют одну тему-мелодию, то каждый свою.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: