Способы охраны земель

Содержание охраны земель

ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

ОСНОВНІ ЕКОНОМIЧНI ЗАВДАННЯ ДЕРЖАВИ

1. Удосконалення механізмів приватної власності, зміцнення конкурентних позицій національного капіталу, формування ефективного власника та стратегічного інвестора.

2. Поглиблення приватизаційних процесів: приватизація має переадресовувати власність до рук тих, хто здатний нею ефективно управляти, спроможний залучати інвестиції, своєчасно платити зарплату, розраховуватися з державою.

3. Забезпечення послідовної дерегуляції підприємницької діяльності, усунення адміністративної тяганини та бюрократизму при вирішенні питань підприємницької діяльності, здійснення політики активного стимулювання малого бізнесу.

4. Поглиблення вільної конкуренції, забезпечення її відчутного впливу на процес ціноутворення, посилення державного регулювання суб'єктів природних монополій, формування конкурентного середовища на ринках енергоносіїв, при розміщенні державних замовлень, централізованих інвестицій тощо.

5. Подолання тінізації економіки, забезпечення ефективного захисту від економічної злочинності, кримінального бізнесу та корупції.

Основне завдання держави полягає у створенні умов для досягнення максимальної прибутковості від функціонування підприємств у перехідному до ринку середовищі.

До таких умов можна віднести:

1. Зниження інвестиційного ризику в економіці.

2. Наявність довір'я народу до держави та її політики.

3. Забезпечення господарського обороту достатнім обсягом грошової маси.

4. Розбудова інституційних структур, які б забезпечували ефективне господарське управління.

Важным институтом земельного нрава и элементом организационно-правового механизма рационального использования земель является их охрана.

Цели охраны земель. Задачи и цели охраны земель состоят в предотвращении их деградации, загрязнения, захламления, нарушения, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также в обеспечении улучшения и восстановления нарушенных земель. Для реализации этих целей проводятся мероприятия:

• по сохранению почв и их плодородия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, сохранению и восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

• защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, других вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

• защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, учитывающие направления хозяйственной деятельности на охраняемых землях, природные и других условия. Внедрение новых технологий в случае их несоответствия предусмотренным законодательством санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям запрещается.

При проведении строительных работ, добыче полезных ископаемых и нарушении почвенного слоя плодородный слой снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для проверки соответствия почвы экологическим и иным нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.

Согласно ст. 12 ЗК использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой хозяйственной и любых иных видов деятельности.

В соответствии со ст. 13 ЗК оценка состояния земель и эффективности мероприятий по их охране проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы.

Охрана земель как основы жизни и деятельности народов,согласно принципа, закрепленного в ст. 9 Конституции РФ является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей.

Охрана земель как основы жизни и деятельности народов была предусмотрена еще в ЗК РСФСР 1991 г.

Цели охраны земель достигаются посредством реализации системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на:

- рациональное использование земель,

- предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота,

- защиту от вредных воздействий,

- восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда,

- воспроизводство и повышение плодородия почв.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусматривается ряд экологических требований, предъявляемых к землеобладателям, в частности:

- при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем (ст. 43);

- производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);

- использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);

- использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве (ст. 49);

- обращении с отходами производства и потребления (ст. 51).

Охрана земель осуществляется различными способами.

Как и в других сферах общественных отношений, действие правового механизма начинается с принятия нормативных правовых актов.

1) Создание нормативно-правовой базы охраны земель. Основным актом законодательства, устанавливающим регулирование санитарно-гигиенических норм и требований к охране земель, является ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и в соответствии с ним принятых постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающих различные санитарные нормы и правила (СанПин), например устанавливающие гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель и обеспечения эффективного использования и охраны мелиорированных земель устанавливаются в ФЗ «О мелиорации» от 10.01.1996 № 4-ФЗ.

В ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под загрязнением почв понимается содержание в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.

Охрана и безопасность земель, а также обеспечение безопасности на землях регулируются в Федеральных законах от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и др.

Предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие относительно земель безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.

Для сельского хозяйства действует Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, а также перечень регуляторов роста растений, разрешенных к применению в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются Министерством сельского хозяйства РФ по согласованию с Минздравом РФ и МПР и Э РФ.

Под консервацией земель понимают временное изъятие их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

Допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно - растительным покровом;

б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

2) Охрана земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению осуществляется за счет ограничения в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и перевода таких земель в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК).

Появление этой статьи в ЗК обусловлено:

- интенсификацией процессов химизации сельского хозяйства и промышленности,

- внедрением в народное хозяйство источников ионизирующего излучения,

- накоплением в почвах и окружающей среде радиоактивных веществ,

- выводом из эксплуатации атомных подводных лодок и атомных реакторов

- иными результатами научно-технического прогресса.

Основополагающим актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения, является ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», в котором предусматриваются принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, государственное нормирование и лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

В методических указаниях «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест» (МУ 2.1.7.730-99), утв. Минздравом России (07.02.1999) устанавливается безвредная для человека предельно допустимая концентрация химического вещества в почве.

Действуют также:

Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель (Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582);

Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденная Приказом МПР РФ от 25.05.1994 № 160 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.1994 № 602);

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (Письмо Минприроды РФ № 04-25, Роскомзема № 61-5678 от 27.12.1993).

ФЗ от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» на Правительство РФ возложены: определение порядка и сроков разработки специальных экологических программ, очередности их финансирования; разработка и обеспечение выполнения федеральных специальных программ; контроль за реализацией специальных экологических программ.

Органы государственной власти субъектов РФ при участии органов местного самоуправления также разрабатывают и реализуют специальные экологические программы, согласовывают порядок и очередность финансирования специальных программ охраны земель.

В федеральном законодательстве предусматриваются меры охраны и ограниченного использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, например, в результате Чернобыльской катастрофы в 1986 г. и т.п.

3) Экологическая экспертиза является одним из организационно-правовых способов охраны земель. Ее цель состоит в установлении соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на природные ресурсы и окружающую среду. Эти отношения регулируются ФЗ «Об экологической экспертизе» 1995 года. Важнейшим элементом экспертизы применительно к земельным правоотношениям является оценка воздействия каждого проекта на окружающую среду (ОВОС). Экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта; комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий в целях обязательной меры охраны земель и благоприятных условий проживания; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; научной обоснованности, объективности и законности заключений; гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: