Насосы. Общие сведения

Классификация гидравлических машин.

Содержание государственного долга и долговой политики

1 Государственный долг как экономическая категория

2 Классификация и виды государст­венного долга

3 Содержание и социально-экономическое значение долговой политики государства

4 Управление государственным долгом

1. В экономике и в обществе существуют объективные и субъективные причины дисбаланса между размером денежных доходов и растущими расходами экономических субъектов. Среди причин длительного использования в различных странах государственного долга в качестве экономического инструмента можно назвать такие, как рост военных и социальных расходов, сокращение налогов, циклические спады в экономике, непредвиденные чрезвычайные расходы.

В теории финансов государственный долг определяется как самостоятельная экономическая категория, представляющая собой часть понятия «государственный кредит». Под государственным долгом понимают совокупность экономических отношений, возникающих между государством в лице органов власти, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика и гаранта.

По своему материальному содержанию государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств органов власти всех уровней перед кредиторами, которые существуют в различных формах, включая гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц.

Согласно Бюджетному кодексу РФ можно выделить четыре правовых основания возникновения государственного и муниципального долга.

Первое основание – это обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающие в связи с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках.

Вторым основанием являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться органами власти -с кредитными организациями внутри страны, иностранными кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.

Третье основание может появиться в связи с предоставлением государственных и муниципальных гарантий и поручительств, что влечет за собой возникновение долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в случае неисполнения обязательств третьими лицами перед их кредиторами.

Четвертым основанием можно считать взаимные долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающие вследствие предоставления бюджетных кредитов бюджетам других уровней.

2. Различают виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (см. рисунок 1).

Внутренний и внешний государственный долг – наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак – категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Рисунок 1 – Классификация государственного долга

Активный и пассивный государственный долг – характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической и бюджетной политики государства. Активная составляющая государственного долга – это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг – привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга – положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговая политика – совокупность стратегических и оперативных мероприятий государства в сфере управления государственным долгом, направленных на решение социально-экономических и фискальных задач органов власти всех уровней.

Долговая политика в зависимости от своей направленности может преследовать фискальную цель, цель оптимального распределения ресурсов (аллокативная цель), цель экономической стабилизации.

Государственная задолженность является одним из важнейших инструментов, с помощью которого правительство воздей­ствует на весь процесс производства и распределения. Сознательно используя государ­ственный долг как инструмент регулирования экономики, госу­дарство может проводить ту или иную долговую политику.

Воздействие государственного долга на экономику яв­ляется достаточно противоречивым: вступая в кредитные отноше­ния, государство вольно или невольно (позитивно или негативно) воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, производство, занятость и другие микро- и макроэкономические показатели.

Возмож­ные направления воздействия государственного долга на состояние и развитие экономики (как позитивные, так и негативные) могут быть класси­фицированы следующим образом:

1) стабилизационное воздействие(влияние изменения величины сово­купного государственного долга, а также его структуры на основные эко­номические показатели);

2) стимулирующее воздействие на политику и динамику экономического роста;

3) аллокативное воздействие (влияние на распределение финансовых и других материальных (нематериальных) ресурсов между различными сферами хозяйственной деятельности);

4) дистрибутивное воздействие (влияние на политику в области пере­распределения доходов).

Воздействие государственного долга на уровень потреблений, сбережений и инвестиций носит противоречивый характер и зависит от состояния экономики и фазы ее развития. Так, если вкладчики покупают государ­ственные долговые обязательства за счет ликвидных средств, находящихся вне банковской системы, то с помощью займов государству удается во время экономического спада мобилизовать накопленные денежные средства, которые через финансируемые с их помощью государ­ственные мероприятия оказывают стимулирующее воздействие на совокупный спрос. В то же время размещение государственных займов в период оживления экономики влечет за собой уменьшение уровня потребления или уровня сбережений, и в этом случае наблюдается эффект вытеснения частных инвестиций государ­ственными.

Следует также отметить, что владение государственными долговыми обя­зательствами уже само по себе влияет на сберегаемый и потребляемый капитал, в том случае, если государственные ценные бумаги покупаются част­ными домохозяйствами из-за соображений резервирования капитала. При этом после достижения определенной границы уровень потребления начинает снова возрастать, а доля дохода, накапливаемая в качестве сбережений, падать.

Что касается кредитования государства со стороны банковского сектора, то в этом случае государственный долг может использоваться в качестве инструмента воздействия на изменение ликвидности банковской системы.

Государственный долг как инструмент долговой политики государства имеет две функциональные особенности: во-первых, он обеспечивает взаимосвязь между денежно-кредитной и налогово-бюджетной по­литикой государства; во-вторых, он оказывает влияние на политику балансирования государственного бюджета.

Государственный долг представляет собой важнейшее связую­щее звено между денежно-кредитной и налогово-бюджетной по­литикой государства. Большое значение при этом име­ет влияние государственной задолженности на объем и структуру денежной массы, что требует согласованных действий правительства, проводящего определенную бюджетно-налоговую политику, и эмиссионного банка.

Государственный долг прямо и обратно связан со сбалансированностью государственного бюджета. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния государственных финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, поскольку значительная часть расходов бюджета должна направляться на обслуживание государственного долга в ущерб другим статьям расходов. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Так, огромный государственный долг России в конце 90-х годов свидетельствовал о кризисе финансов страны. Соотношение государственного долга и объема ВВП на уровне, не превышающем 50 процентов, является основным индикатором оценки долговой зависимости государства наряду с другими количественными показателями – уровнем процентных расходов, размером дефицита государственного бюджета.

Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом. В этой связи в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ значительное место занимает долговая политика.

В составе долговой политики можно выделить активную и пассивную составляющие в зависимости от ее целей, методов управления государственным долгом, применяемых форм долговых инструментов. При этом, активное использование государственного долга может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономики и финансов страны. К числу позитивных аспектов воздействия относятся, в частности, мобилизация временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отмечают чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от иностранных кредиторов, ухудшение структуры правительственных расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от финансирования социально-экономических потребностей, непроизводительный характер применения кредитных ресурсов.

4 Система управления государственным долгом в общем виде представлена на рисунке 2.

Государственный долг может являться финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансовогоинструментагосударственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления, когда органы власти устанавливают все необходимые практические аспекты его функционирования. Так, органы власти определяют соотношение между различными видами долговой деятельности, регулируют структуру государственного долга по срокам обращения и доходности долговых обязательств, устанавливают порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.

Рисунок 2 – Система управления государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление задолженностью в узком смысле осуществляют исполнительные органы власти, главным образом, министерство финансов и центральный банк. Следует отметить, что эти две инстанции не имеют возможности непосредственно воздействовать на величину совокупного государственного долга.

Процесс управления государственным долгом включает следующие функциональные элементы:

1) планирование заимствований путем определения порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

2) обслуживание долговых обязательств посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению долга;

3) контроль за состоянием государственного долга.

В России заемная деятельность органов власти всех регулируется целым набором законодательных ограничений. Так, Бюджетный Кодекс РФ устанавливает предельные объемы государственных и муниципальных заимствований, расходов на обслуживание долга, необходимость разработки и утверждения программ внутренних и внешних заимствований, предельные размеры дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Предельные объемы внутреннего и внешнего долга устанавливаются ежегодно законами и решениями о бюджетах на каждом уровне управления.

Управление государственным долгом также бывает стратегическим и оперативным (что соответствует представлению об управлении государственным долгом в широком и узком смысле).

Стратегические вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание РФ и Президент РФ утверждают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Президент РФ и Правительство РФ разрабатывают и утверждают социально-экономические программы, которые напрямую могут затрагивать различные аспекты развития государственного долга. Президент РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию также уделяет особое внимание управлению государственным долгом.

Оперативное управлениегосударственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальный орган – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ, Внешэкономбанк и Сбербанк как агенты Министерства финансов РФ. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу бюджетных кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

Аналогичные вопросы в рамках своей компетенции решают законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом они исходят из норм, заложенных в федеральном законодательстве.

Таким образом, под управлением государственным долгомследует понимать совокупность тактических и стратегических мер по обслуживанию государственного долга и осуществлению новых заимствований, регулированию объема и структуры долга, регулированию рынка государственных заимствований, и контролю за их целевым и эффективным использованием.

К гидравлическим машинам относят такие машины, в которых происхо­дит процесс преобразования энергии жидкости в результате её взаимодействия с рабочими органами машины. В процессе преобразования энергия жидкости может либо увеличиваться, либо уменьшаться. Если энергия жидкости возрас­тает, при взаимодействии жидкости с рабочими органами машины, такие ма­шины называют насосами, а если уменьшается, превращаясь в полезную работу – гидродвигателями. Следовательно, насосы относятся к энергопотребляю­щим машинам, а гидравлические двигатели – к энергоотдающим. Разумеется, в первом случае к рабочему органу машины необходимо подводить энергию от внешнего источника (двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя и дру­гих источников энергии), а во втором – высвобождающаяся энергия может быть использована для выполнения полезной работы, например, для вращения породоразрушающего инструмента при бурении скважин.

Классификация гидравлических машин приведена на рис. 1.

При бурении скважин на нефть и газ, добыче и транспортировке нефти и воды в России и других странах используют насосы различных типов.

При бурении и ремонте скважин применяются преимущественно поршневые и плунжерные насосы. Насосы других ти­пов, например, шестеренные, пластинчатые, роторно-поршневые и другие ис­пользуются в качестве вспомогательных (в системах смазки и т. д.). Насосы лопаточного типа обычно используются в качестве подпорных, смесительных и прочих.

При добыче нефти, промысловом транспорте и первичной подготовке широко используются насосы объемного и лопаточного типов различного конструктивного исполнения.

Для привода долот и другого инструмента используются гидродвигатели объемного и лопаточного типов. Из объемных двигателей широко распростра­нены двигатели винтового типа, а из лопаточных – осевого или турбинного.

Машины, образованные сочетанием насоса и двигателя объемного типа называются гидростатическими передачами, а машины, образованные соче­танием лопаточного насоса и лопаточного гидродвигателя – гидродинамиче­скими.

Рис. 1. Классификация гидравлических машин.

Как уже отмечалось ранее, прокачку бурового раствора и других жидкостей в циркуляционной системе буровой обеспечивают насосы поршневого или плунжерного типов. Рассмотрим принципиальную схему и принцип действия простейшего насоса – одноцилиндрового, одинарного действия. Разумеется, в практике такой насос, а тем более на буровой, не встречается, однако изучение его устройства и прин­ципа действия поможет изучить более сложный насос.

На рис. 2 приведена принципиальная схема одноцилиндрового поршне­вого приводного насоса простого действия. Детали, отмеченные позициями с 1 по 8, относятся к гидравлической части насоса, а с 10 по 15 – к приводной. Шток насоса 9 служит связующим звеном между приводной и гидравлической частями насоса. Приводная часть обеспечивает преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное перемещение поршня или плунжера за счет кривошипно-шатунного механизма.

Рис. 2. Принципиальная схема одноцилиндрового поршневого насоса простого (или одинарного) действия. 1–патрубок входной; 2–клапан всасывающий; 3–крышка клапанной коробки; 4–клапан нагнетательный; 5–патрубок выходной; 6–пневмокомпенсатор; 7–поршень; 8–цилиндр; 9–шток; 10–крейцкопф; 11–шатун; 12–ведущее колесо; 13–криво­шип; 14–ведомое колесо; 15–корпус; 16–приемный резервуар.

Рис. 3. Принципиальная схема одноцилиндрового поршневого насоса двойного действия. 1–входной патрубок; 2–крышка клапанной коробки; 3, 8–клапан нагнетательный; 4–патрубок выходной; 5–пневмокомпенсатор; 6–поршень; 7–цилиндр; 9–уплотнение штока; 10–шток; 11–крейцкопф; 12–шатун; 13–ведущее колесо; 14–кривошип; 15– ведомое колесо; 16–корпус; 17, 18–всасывающий клапан; 19–приемный резервуар.

Насос, показанный на рисунке 2, при перемещении поршня 7 от крайнего левого положения к крайнему правому, обеспечивает всасывание жидкости, а при перемещении в обратном направлении – её нагнетание. При этом кривошип насоса поворачивается на один оборот и поэтому такой насос получил название насоса одинарного действия. У насоса приведенного на рисунке 3 за полный поворот кривошипа процесс вса­сывания и нагнетания жидкости происходит дважды и поэтому он называется насосом двойного действия.

Насосы более сложной конструкции имеют не один цилиндр, а два или три. Для обеспечения равномерной подачи жидкости их кривошипы смещены друг относительно друга на некоторый угол.

На рисунке 4 приведена принципиальная схема двухцилиндрового насоса двойного действия.

Рис. 4. Принципиальная схема двухцилиндрового насоса двойного действия.

1 – шкив трансмиссии; 2 – шкив насоса; 3 – трансмиссионный вал; 4 – ведущая шес­терня; 5 – эксцентрик; 6 – ведомая шестерня; 7 – крейцкопф; 8 – пневмокомпенсатор всасывания; 9 – клапан на­гнетательный; 10 – поршень; 11 – нагнетательный патрубок; 12 – клапан всасывающий; 13 – пневмо­компенсатор линии нагнетания.

3. Закон перемещения поршня.

Под законом перемещения поршня понимают зависимость пути, скорости и ускорения поршня от угла поворота кривошипа на любой момент времени t. Эти зависимости предопределяются размером и взаимным местоположением звеньев кривошипно-шатунного механизма (рис. 5).

Рис. 5. Схема кривошипно-шатунного механизма.

1 – шток; 2 – крейцкопф; 3 – направляющая; 4 – шатун; 5 - кривошип

Рассматривая кривошипно-шатунный механизм представляется возможным определить путь х, проходимый поршнем насоса на любой момент времени t:

, (1)

где х 1 – путь, проходимый поршнем насоса, обусловленный поворотом кри­вошипа 5 длиной r вокруг оси (точка С); х 2 – путь, проходимый поршнем насоса, обусловленный поворотом шатуна 4 длиной l вокруг мгновенного цен­тра вращения (точка А); φ – угол поворота кривошипа, φ = ω·t; β – угол поворота шатуна; ω – угловая скорость кривошипа.

Рассматривая треугольники ΔАВD и ΔСВD можно записать:

(2) или , (3)

Выражая cos β через sin φ и разлагая подкоренное выражение в ряд Макло­рена получим:

(4)

В связи с малостью третьим членом в выражении (4) можно пренебречь, то­гда:

(5)

Скорость поршня определим, взяв первую производную от перемещения (пути) поршня (выражение (5)) по времени: (6)

Ускорение поршня определим, взяв первую производную от скорости поршня (выражение (6)) по времени, или взяв вторую производную от пере-мещения поршня (выражение (5)) получим:

(7)

В формулах (6) и (7) знак плюс относится к ходу поршня вперед, т. е. при приближении его к оси вращения кривошипа, а знак минус– к ходу поршня назад.

При последними членами выражений (5), (6) и (7) можно пренеб­речь, тогда:

; (8)

; (9)

(10)

На рисунках 6 и 7 приведен соответственно графический вид выражений (9) и (10). Как видим из приведенных рисунков, максимальная скорость поршня наблюдается при угле поворота кривошипа φ равном 90о и 270о. Уско­рение поршня максимально при φ= 0о и φ =180о.

Рис. 6. График скорости поршня

Рис. 7. График ускорения поршня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: