Внутренняя предпринимательская среда. Вышеописанная внешняя предпринимательская среда требует определённой реакции со стороны предпринимательской организации на свои воздействия

Вышеописанная внешняя предпринимательская среда требует определённой реакции со стороны предпринимательской организации на свои воздействия. Успешность или безуспешность реакции зависит от того, какие механизмы действуют внутри организации и какие они возбуждают внутренние процессы. Совокупность этих процессов и механизмов, обеспечивающих функционирование организации, принято называть внутренней предпринимательской средой.

В отличие от внешней предпринимательской среды, существующей объективно, внутренняя предпринимательская среда носит в большой степени субъективный характер. Она напрямую зависит от конкретного предпринимателя (группы предпринимателей): его компетентности, умений и навыков в сфере предпринимательства, силы воли, целеустремлённости, уровня притязаний, манер поведения, выстраивания отношений с окружающей средой и т.д.

Обычно к факторам, формирующим внутреннюю предпринимательскую среду, относят следующие:

· объём собственного капитала;

· выбор организационно-правовой формы предприятия;

· выбор направления и предмета предпринимательской деятельности;

· выбор партнёров (поставщиков, покупателей, аутсёрсинговых фирм, субподрядчиков и т.п.);

· знание рыночных закономерностей вообще и особенностей того рынка, на который приходится выходить со своими товарами;

· умение проводить маркетинговые исследования и анализировать их результаты;

· подбор персонала и управление им;

· чёткость соблюдения положений действующих законодательных и нормативных актов;

· умение формировать бизнес-план предприятия и его реализовывать;

· умение просчитывать предпринимательские риски;

· качественное выполнение всех основных функций менеджмента (целеполагание, прогнозирование и планирование, организовывание, мотивация и стимулирование, контроль и учёт).

К сожалению, в современной России понимания важности внутренней предпринимательской среды развито пока слабо. Соответственно деятельность многих предпринимателей внутри своих организаций носит далеко не адекватный характер, что, как правило, не способствует их коммерческому успеху. Лидерами в умении формировать внутреннюю предпринимательскую среду, по-видимому, следует считать японцев. Это хорошо иллюстрируют выдержки из далеко не новой книги К. Татеиси «Вечный дух предпринимательства» (на русском языке издана в 1990 г.), демонстрирующие какой должна быть внутренняя предпринимательская среда:

1. Характерные условия работы сотрудника компании:

· привлекательный вид рабочего места;

· окружение, состоящее из способных и талантливых работников;

· стремление к удовлетворению интересов покупателей;

· достойное вознаграждение за труд и усердие.

2. Главные линии менеджмента компании:

· изучать запросы покупателей;

· по достоинству оценивать каждого работника;

· поощрять дух соревновательности.

3. Основные краткосрочные цели:

· поддерживать нужную структуру прибыли;

· создавать инфраструктуру компании, отвечающую современным запросам;

· поддерживать корпоративную организацию.

4. Принципы оперативной деятельности:

· все текущие действия подчинены средне- и долгосрочным планам;

· чёткая ориентация на выбранные приоритеты;

· установка реальных сроков выполнения производственных операций;

· тотальная оптимизация;

· построение отношений между людьми на принципах честности и скромности.

1.3.5. Рынок – среда существования предпринимателей

Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимательства, поскольку предприниматели самых разнообразных типов, видов, форм являются необходимыми субъектами рынка наряду с отдельными индивидами, домохозяйствами, государством и муниципалитетами.

Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе производимых товаров и услуг, а также способов их производства и продажи. Покупателям рынок гарантирует их независимость при выборе товаров и услуг и их приобретении. При наличии рынка никто не может административными мерами заставить предпринимателя производить какие-то конкретные товары, а покупателя – их приобретать. Рынок представляет собой сообщество самостоятельных и независимых хозяйствующих субъектов, которые взаимодействуют между собой по поводу того, кому, чего и сколько производить, продавать и покупать. Все эти процессы осуществляются посредством рынка, а точнее действующих на нём рыночных механизмов.

Абсолютно свободного рынка нет ни в одной стране, так как такой рынок достаточно быстро истощает все ресурсы страны и загоняет экономику в тупик. Нормально развитый рынок обязательно регулируется государством через целый комплекс законов и нормативных актов. Благодаря этому к потребителям не попадают вредные и опасные товары, не истощаются какие-либо важные ресурсы, население, государственные и муниципальные органы обеспечиваются нужными товарами и услугами в нужном количестве и нужного качества. Но самое главное, что законодательно поддерживается во всех государствах с рыночной экономикой – это конкуренция.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов в условиях, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности друг друга односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке. Отсутствие конкуренции приводит к монополизации, которая чаще всего проявляется в том, что с рынка выдавливаются определённые категории предпринимателей (как правило, малые и средние) и группы товаров (как правило, самые дешёвые и местного производства). Обычно это достигается за счёт сговора крупных производителей, которые могут себе позволить снижать цены на некоторые товары ниже уровня рентабельности (демпинг), что совершенно недопустимо для малых и средних. Затем после ухода малых и средних предпринимателей с рынка крупные производители поднимают цены на свои товары и не только компенсируют все убытки, понесённые в результате конкурентной борьбы, но и получают сверхприбыли.

Поэтому законодательство в экономически развитых странах обычно жёстко регулирует все действия, приводящие к недобросовестной конкуренции на рынке и, тем более, к монополизму. Как правило, антимонопольное законодательство в таких странах очень развито и предусматривает очень жёсткие санкции вплоть до принудительной продажи отдельных предприятий или их ликвидации по решению суда. В качестве примера можно рассмотреть Соединённые Штаты Америки – самую рыночную страну мира, где собственно антимонопольный закон имеет объём в 17 страниц текста, а различные приложения, разъясняющие его применение в конкретных случаях, превышают 3000 страниц. Благодаря этому США имеют весьма совершенный рынок и являются экономически самой развитой страной мира.

Современные рынки очень разнообразны. Их принято классифицировать по:

· экономическому предназначению объектов рыночных отношений (рынки потребительские, сырьевые, полуфабрикатов, рынки труда, рынки ценных бумаг, информации и т.п.);

· географическому положению (американский рынок, африканский, российский, китайский…, рынок национальный, региональный, местный и т.д.);

· степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный);

· обслуживаемым отраслям (рынок металлов, золота, нефти, автомобилей, зерна, леса, текстиля и т.п.);

· характеру продаж (розничный, оптовый, мелкооптовый, партионный и т.п.).

Наряду с положительными моментами рынок имеет достаточно много недостатков:

· не способствует сохранению невосполнимых ресурсов;

· не защищает окружающую среду;

· не регулирует потребление ресурсов, находящихся в общем пользовании (вода, дороги, кислород воздуха и т.п.);

· не стимулирует производство социально значимых товаров и товаров общего пользования;

· не гарантирует права граждан на труд и доходы;

· не стимулирует развитие фундаментальных направлений в науке;

· не стабилен, то есть подвержен взлётам и падениям в объёмах потребления отдельных товаров и т.д.

Компенсирование перечисленных недостатков требует обязательного вмешательства государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: