ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА
Этика и этикет в предпринимательстве
Предпринимательская этика как часть предпринимательской культуры неразрывно связана с такими понятиями как честность, совесть, авторитет, благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие, злорадство, злословие, месть, коварство, грубость и т.п. Даже такое перечисление свидетельствует о сложности и противоречивости понятия «предпринимательская этика». Реально для достижения успеха предприниматель должен сформулировать для себя этический кодекс. Лучше, если в него войдут следующие положения:
· быть убеждённым в полезности своей деятельности не только для себя, но и для окружающих;
· считать окружающих людей желающими и способными хорошо работать;
· верить в своё дело, относиться к нему творчески;
· понимать и признавать необходимость конкуренции и сотрудничества;
· уважать себя и окружающих;
· уважать чужую собственность, власть, социальный порядок и законы;
|
|
· уважать и доверять профессионализму и компетентности;
· ценить образование, науку и технику, чужую культуру, соблюдать экологию;
· стремиться к новшествам и инновациям;
· не перекладывать ответственность на своих подчинённых;
· быть терпимым к недостаткам других людей и вообще быть терпеливым;
· никого не унижать.
Предприниматель должен обязательно работать над своим имиджем и соблюдать этикет, то есть уметь себя вести в обществе и быть интересным для окружающих. Это также реально влияет на успех в делах. Для этого неплохо соблюдать:
· правила представления и знакомства;
· правила ведения деловых встреч и переговоров;
· требования к внешнему облику, манерам, одежде;
· требования к своей речи и жестам;
· правила ведения переписки и вообще служебной документации и т.д.
Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую фирму, так и связанных с ней партнёров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, обо всех факторах её развития, о её взаимоотношениях с окружающей средой является одним из важнейших условий выживания фирмы в конкурентной среде.
В законодательных и нормативных актах дано определение только государственной, военной, служебной, коммерческой и банковской тайн. Очевидно, что предпринимательская тайна является более широким понятием, так как представляет собой по существу интегрированную совокупность всех вышеперечисленных тайн. Сохранение предпринимательской тайны обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.
|
|
Предприниматель, прежде чем заниматься защитой своей тайны, должен постараться дать самому себе достаточно внятные ответы на следующие вопросы:
· какие сведения не только не стоит скрывать, но и желательно рекламировать;
· с какими сведениями целесообразно ознакомить только определённую группу юридических и физических лиц; по какому принципу формировать эту группу;
· какие сведения в принципе не подлежат распространению.
При поиске ответов на эти вопросы целесообразно руководствоваться не только экономическими соображениями и здравым смыслом, но и различными законодательными и нормативными актами, относящими различные сведения к тому или иному типу тайн и устанавливающие определённый порядок их защиты. Согласно этим актам далеко не все сведения и документы, их содержащие, могут быть тайной. Так тайной не могут быть сведения, содержащиеся в:
· учредительных документах;
· различных лицензиях и разрешениях на производство работ;
· документах о платёжеспособности;
· любые сведения о финансово-хозяйственной деятельности.
По требованию прокуратуры, милиции, суда и других правоохранительных органов в обязательном порядке должны предъявляться любые документы, перечисленные в официальном запросе. По требованию налоговых органов, Роспотребнадзора, пожарного и экологического надзора в обязательном порядке должны предъявляться документы в части их касающейся.