Вопрос 2. Совокупное предложение

Вопрос 1. Совокупный спрос

Тема 3.2. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Равновесие экономической системы

Вопрос 4. Макроэкономические показатели уровня цен

Чтобы учесть влияние цен на макроэкономические показатели рассчитывают индексы цен. Индекс цен – это показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товаров во времени или в территориальном разрезе.

Выделяют следующие виды индексов цен:

1. Индекс оптовых цен – на все товары, реализуемые большими партиями;

2. Индекс цен производителей – оптовых цен на товары отдельных отраслей;

3. Индекс розничных цен – цен на все товары, продаваемые в розничной торговле;

4. Индекс стоимости жизни – цен «потребительской корзины» определенной группы розничных покупателей;

5. Индекс экспортных и импортных цен;

6. Индекс-дефлятор ВВП – индекс цен на все товары и услуги, покупаемыми конечными потребителями и др.

Обычно считают три основных показателя уровня цен:

1. Индекс потребительских (розничных) цен или индекс Ласпейреса – считается как средневзвешенная оценка изменений стоимости набора потребительских товаров, входящих в корзину базового года. Индекс является показателем общей стоимости товаров и услуг, приобретаемых типичным потребителем.

2. Дефлятор ВВП или индекс Паше – считается как средневзвешенная оценка изменения стоимости набора товары как потребительского так и производственного назначения, входящего в корзину. Характеризует средний уровень цен.

3. Индекс Фишера – усредняет значения индексов Ласпейреса и Паше.

Перечисленные индексы цен позволяют определить темп инфляции в стране (ht) – показывает на сколько процентов выросли цены за рассматриваемый период:


Совокупный спрос(AD) – это вся масса товаров и услуг, на которую общество предъявляет спрос при данном уровне цен.

Составные части совокупного спроса:

1. потребительский спрос домохозяйств (C);

2. инвестиционный спрос предпринимателей (I);

3. государственные закупки товаров и услуг (G);

4. чистый экспорт (NX).

1.Ценовые;

2.Неценовые.

К основным неценовым факторам относят:

1. Эффект процентной ставки – чем выше ставка, тем ниже совокупный спрос;

2. Эффект реального богатства (покупательной способности активов) – чем ниже покупательная способность, тем меньше совокупный спрос;

3. Эффект импортных закупок – увеличение потребления импортных товаров на внутреннем рынке способствует увеличению совокупного спроса.

Совокупное предложение (AS) – это количество товаров и услуг, которое предлагается в масштабе общества при данном уровне цен.

Факторы, влияющие на совокупное предложение:

1. Ценовые;

2. Неценовые.

К основным неценовым факторам относят:

1. Цены на ресурсы;

2. Производительность факторов производства;

3. Налоги с предприятий и субсидии;

4. Государственное регулирование экономики.

Движение точки вдоль кривой AS отражает изменение совокупного предложения вследствие колебания уровня цен.

Сдвиг самой кривой совокупного предложения влево или вправо отражает изменение предложения из-за неценовых факторов. Например, в долгосрочном периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: