Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями, с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели

Символы судебной власти

Символами судебной власти являются Государст­венный герб Республики Беларусь, Государственный флаг Республики Беларусь и судейские мантии. На зда­ниях Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, в служебных кабинетах судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, в помещениях заседаний Кон­ституционного Суда Республики Беларусь, в залах су­дебных заседаний общих и хозяйственных судов Рес­публики Беларусь устанавливается Государственный флаг Республики Беларусь, а также помещается изо­бражение Государственного герба Республики Беларусь (ст. 15 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей). При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Взаимоотношения судебной власти с законодатель­ной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям. Во-первых, ветви власти со­трудничают между собой с целью эффективного управ­ления государством. Во-вторых, каждая из трех ветвей власти осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.

В частности, Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь), Президент Республики Беларусь, принимая (издавая) законы и иные нормативные право­вые акты, определяют судебную систему страны, струк­туру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть впра­ве: обращаться к субъектам права законодательной ини­циативы с предложениями по совершенствованию зако­нодательства; участвовать в разработке и обсуждении за­конопроектов; давать заключения о соответствии Кон­ституции содержания нормативных правовых актов; разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики и т.д.

Парламент, Президент Республики Беларусь при­нимают участие в назначении и освобождении от долж­ности судей, председателей (заместителей председате­ля) судов (см. пункт 3.10 темы 3). Парламент также ут­верждает объем финансирования судебной власти за счет средств республиканского бюджета.

Исполнительная власть (Министерство юстиции и его органы на местах) осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Судебная же власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должност­ных лиц исполнительной власти, разрешать споры ме­жду государственными органами и гражданами.

Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, пресле­дующими политические цели, характеризуется в на­стоящее время таким свойством - как политическая нейтральность судебной власти (см. пункт 2.2 данной темы). В историческом же плане на белорусских землях деполитизация судей была осуществлена в 1906 г. Од­нако в советский период времени ситуация кардинально изменилась. И только с изданием 24 августа 1991 г. Указа Президента СССР «О прекращении деятельно­сти политических партий и политических движений в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и государственном аппарате» был сделан первый зако­нодательный шаг в направлении департизации судеб­ной власти.

Имеются и другие точки взаимодействия судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели. В частности, судебной власти подсудны правовые кон­фликты, одной (двумя) сторонами которых являются указанные институты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: