Судебная власть и правосудие

Вопросы:

1. Понятие судебной власти

2. Признаки и символы судебной власти.

3. Взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями, с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели.

4. Понятие и отличительные признаки правосудия и судебного контроля за конституционностью нормативно-правовых актов в государстве.

Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения государственной власти в обществе на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

В классическом виде теория разделения властей полностью сформировалась в 18 столетии. Истоки – Джон Локк.

Первым на три общепризнанных вида власти указал французский философ Монтескье. Концепция разделения властей получила закрепление в конституциях большинства современных государств.

На белорусских землях термин судебная власть был введён Статутом Великого княжества Литовского 1529 г.

В современном белорусском законодательстве этот термин был закреплён в конституционном законе Декларации «о государственном суверенитете Республики Беларусь» ст.7 1990г и законе 1991г. «О основных принципах народовластия» ст.7.

Норма о разделении властей закреплена в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Термин «судебная власть» используется и в других действующих нормативно-правовых источника. Так ст.2 кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» гласит, что «судебная власть в Беларуси принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и настоящим кодексом. Она осуществляется только судами, в лице судей и привлекаемых, в установленных настоящим кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях, к осуществлению правосудия народных заседателей, посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Судебная власть самостоятельна, но она взаимодействует с другими ветвями власти. Таким образом, судебная власть – система независимых судебных учреждений, призванных от имени государства реализовать всю совокупность, возложенных на них властных полномочий.

Содержание судебной власти составляет следующие элементы:

1. Осуществление судебного контроля за конституционностью НПА в государстве.

2. Деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебном заседании правовых конфликтов, то есть правосудие.

3. Обеспечение исполнения судебных решений. В частности, в форме деятельности судебных исполнителей.

4. Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.

5. Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деятельности.

6. Аналитическая и организационная работа.

7. Осуществление иных функций, входящих в компетенцию суда.

Признаки или свойства, характеризующие судебную власть, закреплены, прежде всего, в конституции Республики Беларусь, а также в других правовых источниках судоустройства. К признакам или свойствам судебной власти относятся:

1. Самостоятельность и независимость.

2. Полнота и Исключительность – полнота полномочий судебной власти, при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных конфликтов. Суд рассматривает и разрешает юридические споры непредвзято, то есть при отсутствии какой- либо заинтересованности в исходе дела и всесторонне, последствием исследования всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера. Пример – два человека подрались между собой, один выбил глазик другому, второй поломал руку другому. Свидетелей нет. Решить может только суд.

3. Верховенство в системе юстиции – определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью – парламентом или президентом.

4. Объективность и беспристрастность – неотъемлемые свойства судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, то есть судилище или произвол.

5. Политическая нейтральность – заключается в том, что суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов должны быть вне политики и политической борьбы.

6. Легитимность – означает её соответствие закону, установленной им процедуре её формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержки и признания авторитета, выносимых ею решений.

Самостоятельность и независимость судебной власти – организационное ограничение её от других ветвей власти. Осуществление судебных функций независимо от посторонних влияний, на основе закона и внутреннего убеждения, сформулированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Любое вмешатльство в деятельность суда – уголовная ответственность.

Символами судебной власти являются – государственный герб Республики Беларусь, государственный Флаг Республики Беларусь и судейские мантии. На заседаниях конституционного суда, общих и хозяйственных судов Республики Беларусь, в служебных кабинетах судей Республики Беларусь. В помещениях заседаний Конституционного суда, в залах судебных заседаний общих и хозяйственный судов Беларуси устанавливается государственный флаг и государственный герб РБ.

Взаимоотношение судебной власти с другими ветвями власти

Взаимоотношения с законодательной и исполнительной власти протекают по двум основным направлениям:

1. Сотрудничают между собой, с целью эффективного управления государством

2. Каждая из трёх ветвей власти, осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.

Так национальное собрание РБ, президент РБ, принимая законы и иные нормативно правовые акты, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть в праве обращаться к субъектам права с законодательной инициативой с предложениями по совершенствованию законодательства. Участвовать в разработке и обсуждении законопроектов давать заключения о соответсвии конституции содержания нормативно-правовых актов, разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики и т.д.

Исполнительная власть в лице минюста и его органов на местах осуществляет организационное и материально техническое обеспечение деятельности судов. Судебная власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между государственными органами и гражданами.

Взаимодействие судеьной власти с политическими партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели, характеризуется таким свойством, как политическая нейтральность судебной власти. При этом судебной власти подсудны правовые конфликты, сторонами или стороной которых являются указанные институты.

Понятия и отличительные признаки

Правосудие – одно из направлений деятельности суда, составляющих содержание судеюноц власти. В самом общем виде правосудие можно определить, как форму государственной деятельности, заключающуюся в разбирательстве и разрешении судами гражданских, хозяйственных, административных и уголовных дел. При этом правосудию присущи следующие признаки:

1. Правосудие может осуществляться только судом.

2. Правосудие осуществляется судом непроизвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов.

В зависимости от способа осуществления правосудия и специфики разрешаемых судом дел, различают следующие виды правосудия:

1. По гражданским

2. Хозяйственным

3. Административным

4. Уголовным делам.

Правосудие осуществляется в процессуальной форме, под которой понимается, установленный процессуальным законом, порядок, производство судом по делу в целом, а также условия, последовательность проведения судом отдельных действий. (ст.5 КОСУ) правосудие осуществляется по средством гражданского, уголовного, административного и хозяйственного судопроизводства.

Как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер государственного принуждения. В соответствии со статьёй 5 КОСУ, Конституционный суд не осуществляет правосудие, а является органом судебного контроля за конституционностью НПА в государстве, осуществляющим судебную власть, посредством конституционного судопроизводства.

Правосудие отличается от судебной власти и они не являются тождественными понятиями

Судебная власть и правосудие соотносятся как целое и частное. Судебная власть - более широкое понятие, поскольку правосудие, является лишь одним из компонентов, составляющих её содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: