Каузальная атрибуция
Перцептивная сторона общения
Лекция 5.Восприятие и понимание в общении
Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.
Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)
Это феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.
Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение.
Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:
1. соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;
2. соответствие действия культурным нормам.
Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется казуальной атрибуцией
Казуальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно, либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. приписывание ему тех мотивов и чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в подобной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к некоторым стереотипным представлениям.
· Привлечение
· Процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, умение нравиться другим
· Процесс предпочтения одних людей другими, притяжения между ними, умение вызывать взаимную симпатию
Факторы, влияющие на формирование аттракции:
· Совместная деятельность
· Частота взаимодействия
· Нахождение субъектов в поле взаимодействий
· Соблюдение социальных норм
· Кооперативный характер отношений.
Лекция 6.Слушание в общении: техники и приемы выслушивания собеседника