Понятие и структура политической власти

Власть – одно из основных понятий политической науки и практики. Это одно из фундаментальных начал общества и политики. Политика и власть неразрывны: власть – организационное и контрольно-регулятивное начало политики. Борьба за власть и осуществление власти – один из основных аспектов политической жизни общества.

Любое общество предполагает властное руководство им. Оно нуждается во власти как необходимом условии функционирования социальной системы, регуляторе общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия в сфере общих интересов.

Политику отличает от других сфер общественной жизни то, что её основой служит власть. Борьба за власть является движущей силой всей политической жизни. Поэтому, учение о власти является основным в политологии.

Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых разных толкований. В повседневной жизни мы говорим, например, о власти денег, власти моды, власти обстоятельств, власти родителей и т.д. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, разного рода общественных организациях и учреждениях, во всём государстве.

Что же такое власть, какова её природа?

В политической литературе существует множество трактовок природы власти.

Методологические подходы к изучению власти:

1) психологический – характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность, заставляющая других людей повиноваться.

Чаще всего эта энергия именуется властной волей, или волей к власти. Волевая природа власти наиболее ярко представлена в школе психоанализа. Воля к власти рассматривается здесь как естественное состояние человека. Например, Фрейд и его последователи объясняли стремление Наполеона к власти как следствие бессознательного переживания им своей неполноценности в связи с маленьким ростом. В современных психоаналитических теориях воля к власти объясняется проявлением агрессивности людей.

2) социологический – власть выступает как социальное отношение, проявляющееся в возможности одних людей проводить свою волю, добиваться своих целей вопреки желанию других, навязывать этой другой стороне определённую линию поведения.

Его сторонники переносят акцент с «властной воли» на социальное взаимодействие. Классическое определение власти, с позиций такого подхода, дал Макс Вебер:

«Власть – это любая возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чём такая возможность основывается».

Власть с позиций этого подхода имеет двухстороннее отношение, т.е. взаимодействие субъекта и объекта. Властная воля субъекта должна быть на что-то направлена. Где нет объекта, там нет власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало власти. Им могут быть личность, орган, организация, социальная общность, государство и его институты. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом качеств, важнейшим из которых является наличие властной воли.

Субъект (актор) власти – это носитель власти, который определяет содержание властного отношения через властное повеление – приказ, распоряжение.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта – второго важнейшего элемента власти.

Объект власти – это то, на что воздействует субъект (явление, предмет, учреждение, население и т.д.). Объект должен повиноваться, исполнять приказы, распоряжения. Власть немыслима без подчинения объекта. Но, объект власти может оказать пассивное или активное сопротивление властной воле субъекта. И субъект обязан ответить на это сопротивление: сломить его, навязать свою волю, добиться своей цели. Если субъект не добивается своей цели, значит, нет и проявления власти.

Таким образом, власть – форма социального взаимодействия между субъектом и объектом, при котором одна из сторон (субъект) имеет возможность и способность осуществлять свою волю по отношению к другой стороне (объекту), достигая при этом поставленной цели.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основывать на страхе перед санкциями, на долголетней привычке к повиновению, на убежденности в необходимости подчинения, на авторитете руководителя, на идентификации объекта с субъектом власти. Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что, условно говоря, «король-то – голый», что власть изжила себя. В этом случае для смены власти достаточно небольшого толчка. Яркий пример этого – внезапное и «молниеносное» падение власти КПСС после августовского путча 1991 г.

Власть опирается на общепринятые или юридически закреплённые в данном обществе ценности и принципы.

Власть и политика взаимообусловлены и нераздельны. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и за её удержание – один из основных аспектов политической жизни общества. Власть превращается в самую главную привилегию в обществе. Не случайно она становится предметом особых вожделений, постоянным источником противоречия и борьбы в обществе. Она неизменно даёт преимущества тем, кто оказывается близок к ней, держит её в своих руках. Политическая власть находится в особом отношении ко всем другим властям в обществе.

Признаки политической власти:

1) легальность– это использование силы в пределах государства.

Т.е., люди в повседневной жизни отождествляют власть и силу. Но, политическая власть не сводится к насилию, оно служит часто показателем кризиса власти.

Например, выдающийся политический деятель Франции Талейран писал:

«Штыки, государь, годятся для всего, но вот сидеть на них нельзя».

2) верховенство – это обязательность решений для любой иной власти.

Т.е., политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и др. учреждений, или же вовсе ликвидировать их.

3) публичность – это всеобщность и безличность.

Т.е. политическая власть обладает способностью проникать во все виды деятельности, связывать, или противопоставлять людей друг другу.

4) моноцентричность – это наличие единого центра принятия решений.

5) многообразие ресурсов.

Т.е политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: