Зарождение управления качеством в России

Управление качеством в европейских странах

Опыт управления качеством в США История внимания к качеству продукции в США

Управление качеством в Японии

Внедрение систем качества на предприятиях

Зарождение управления качеством в России

Внимание к качеству зародилось вместе с началом трудовой деятельности людей в мире. Формы и спосо­бы этого управления за тысячелетия постоянно меня­лись и совершенствовались.

Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана Грозного. Это было связано с введением стандартных калибров для измерения пушечных ядер. Примерно в это же время был построен город Свияжск, при постройке которого использовались строительные элементы, заранее из­готовленные по стандартным размерам, что позволи­ло производить их в другом месте.

Во время правления Петра I большое внимание уде­лялось развитию промышленного производства, это и послужило предпосылкой к возникновению промыш­ленной стандартизации, которая была подкреплена за­конодательно при помощи ряда указов. В 1723 г. Петр I издал Указ о качестве, в котором уделялось внимание таким вопросам, как контроль качества, государствен­ный надзор за качеством и меры наказания за выпуск дефектной продукции.

Стандартизация изделий стала широко использо­ваться в строительстве, оружейном деле.

В рамках международной политики Петр I ввел технические условия, учитывающие высокие требо­вания иностранных рынков к качеству отечественных товаров, а также организовал в Петербурге и Архан­гельске правительственные комиссии, которые долж­ны были следить за качеством экспортируемого Рос­сией сырья (льна, пеньки, древесины и т. д.).

Развитие промышленности и транспорта в России повлияло на развитие стандартизации. В 1860 г. был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и приняты габаритные нормы приближе­ния строений и подвижного состава. В 1889 г. были приняты первые технические условия на проектиро­вание и сооружение железных дорог, а в 1898 г. — единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1900 г. был принят ряд правил и норм проектирования и эксплуатации электротехнических устройств.

Основными проблемами при внедрение российских национальных стандартов и единых требований к ка­честву продукции в тот период было большое число иностранных концессий, владельцы которых приме­няли свои стандарты. Все это привело к распростра­нению в России трех систем мер (аршинной, дюймо­вой, метрической), которые затрудняли производство продукции и контроль ее качества.

14 сентября 1918 г. был принят декрет «О введении международной метрической системы мер и весов», имевший важное значение для развития стандарти­зации.

В 1925 г. был создан Комитет по стандартизации, на который возлагается руководство работами по стан­дартизации в стране и утверждение стандартов, обя­зательных для всех отраслей народного хозяйства.

Годом позже был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зер­на. Номенклатура». Были приняты стандарты на но­вый сортамент стального проката, это позволило со­кратить число типоразмеров профилей в 6 раз, а так­же стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, на допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашино­строительных деталей. Такие стандарты стали осно­вой для овладения методами передовых зарубежных фирм, таких, как Форд, Тейлор, по контролю каче­ства продукции на основе системы допусков и поса­док. Одной из первых форм управления качеством стала проверка изделий методом сортировки и разбра­ковки на годные и негодные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: