Опыт управления качеством в США История внимания к качеству продукции в США

Промышленная революция в Америке положила ко­нец ремесленничеству. Ремесленник контролировал процесс производства с начала до конца. Он был и инспектором по качеству, сам закупал сырье, торго­вал и выполнял функции управляющего. Работа для него стала предметом гордости, и, кроме того, он мог осуществлять контроль за конечной продукцией. В XIX в. в результате перехода к серийному произ­водству потребовался новый тип рабочего. Для фаб­рик были необходимы рабочие, согласные выполнять в известной последовательности простые повторяю­щиеся действия. От таких рабочих не требовалось вы­сокого уровня подготовки и профессиональных на­выков. Стиль управленческой работы основывался на том факте, что рабочий не имел оборудования, навы­ков, не стремился к общению и не был заинтересо­ван в труде. Отсюда и враждебные отношения между рабочими и руководящим составом. Рабочий только выполнял то, что ему говорили.

В Америке такая система была хорошо отлажена, поскольку позволяла производить больше товаров при меньших расходах. После Второй мировой войны, ког­да большая часть глобального промышленного потен­циала была уничтожена, во всех странах был острый недостаток в товарах широкого потребления. Терри­тория США не подвергалась бомбардировке и не была ареной сухопутных сражений. В таких условиях, про­мышленность США начала быстро и в большом ко­личестве производить холодильники, телевизоры, ав­томобили и радиоприемники, чтобы удовлетворить возросшие потребности. В 1940-е и 1950-е гг. каче­ство товаров, производимых в Америке, было низ­кое, следовательно, большой проблемой для промыш­ленности США являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20-25% всех текущих зат­рат типичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектов продукции. Если прибавить к этому затраты на ремонт или замену де­фектных изделий, которые вышли за пределы пред­приятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30 и более процентов от издержек производства.

В таких условиях большинство специалистов США считали низкое качество главным тормозом роста про­изводительности труда и конкурентоспособности аме­риканской продукции. Назревала острая необходи­мость повышения качества продукции. Но решение проблемы качества в США в тот период, пытались найти в различных протекционистских мерах: кво­тах, тарифах, пошлинах, защищающих американскую продукцию от конкурентов. А вопросы повышения качества отодвигались на второй план. Вместе с тем многие управленцы выделяли ряд проблем, которые необходимо было решить в короткие сроки:

1) учет расходов на качество;

2) разработка программ повышения качества;

3) проведение статистических методов контроля;

4) повышение сознательности служащих и управля­ющих;

5) мотивация рабочих;

6) создание кружков качества;

7) материальное стимулирование сотрудников.

В целом, в США в начале 1980-х гг. управление ка­чеством сводилось к планированию качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизвод­ственным потребителям — планы повышения качества делались без учета потребностей внутри компании.

Процесс такого управления качеством создавал пробле­мы. Очень часто, обучение сотрудников проходило пря­мо на рабочих местах. В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга: «Качество, производи­тельность и конкурентоспособность» и «Выход из кри­зиса». В этих монографиях изложена философия Де­минга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в ос­нову всеобщего (тотального) качества (Total Quality).

Специалисты США старались больше внимания уде­лять совершенствованию управления качеством, кото­рое должно означать радикальную перестройку созна­ния руководства, полный пересмотр корпоративной культуры и постоянную мобилизацию сил на всех уров­нях организации на поиск возможностей к постоянно­му повышению качества американской продукции.

Основой революции в области качества является удовлетворение требований заказчиков (потребителей). Каждый рабочий на конвейере является потребите­лем продукции предыдущего, следовательно, задача каждого рабочего состоит в том, чтобы качество его работы удовлетворяло последующего рабочего.

Качество на современном этапе. Внимание со сто­роны законодательной и исполнительной власти к во­просам повышения качества национальной продукции — новое явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач общенациональной кампании за по­вышение качества — добиться реализации на деле ло­зунга «Качество— прежде всего!». Под этим лозун­гом ежегодно проводятся месячники качества, ини­циатором которых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) - ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 г. и насчиты­вающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и инди­видуальных членов.

Конгресс США учредил национальные премии име­ни Малькольма Болдриджа за выдающиеся достиже­ния в области повышения качества продукции, кото­рые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает Президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный День Качества. В целом, принимаемые в США меры, на­правленные на постоянное повышение качества про­дукции, достаточно быстро сказались на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентную борьбу на мировом рынке, превращающемся в единый, глобальный рынок.

Отличительные особенности управления каче­ством в США:

• повышенное внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным пока­зателям, административный контроль за исполне­нием планов;

• строгий контроль качества изготовления продук­ции с использованием методов математической ста­тистики;

• совершенствование управления компанией в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: