Управление качеством в Японии

Главное, на чем базируется управление качеством в Японии — это совершенная технология в области про­изводства, управления или обслуживания. Во многих японских компаниях активно внедряются вычислитель­ная и микропроцессорная техника, новые материалы, автоматизированные системы проектирования, широ­ко применяются статистические методы, используется компьютеризация производства. Особенностью созда­ния системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав входит система связи с потребителем и система связи с поставщиками.

Большинство японских руководителей стремятся достичь сотрудничества, взаимного доверия поставщи­ков, производителей и потребителей, поскольку эти факторы оказывают большое влияние на уровень ка­чества продукции. При этом, необходимо анализировать причины низкого качества, а также осуществ­лять совместные мероприятия по устранению выяв­ленных причин в минимальные сроки.

В большинстве японских компаний действует прак­тика целенаправленного создания собственной субпод­рядной сети, которая сотрудничает с заказчиком на долгосрочной основе. При этом, разрабатываются спе­циальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества про­дукции, изучение их производственных возможнос­тей, подготовку и обучение кадров, создание и вопло­щение других мероприятий, от которых зависит каче­ство поставляемой продукции. При существовании доверительных отношений с поставщиками, основы­вающихся на совместном поиске возможностей повы­шения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, да­ющую значительную экономию времени и средств, не­обходимых на проведение входного контроля матери­алов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

Одной из главных предпосылок успешной работы по качеству является подготовка и обучение персо­нала. В процессе обучения должны быть задействова­ны все сотрудники компании. При этом, желательно это осуществлять силами привлекаемых специалистов-консультантов по качеству. Общая информация о дея­тельности по качеству, даваемая в процессе обучения, должна сочетаться с конкретными приемами и реко­мендациями. Необходимо учитывать, что в каждой компании должна существовать своя индивидуальная программа обучения в зависимости от конкретных целей деятельности (повышение производительности, снижение уровня дефектности).

Использование компьютерных программ. В по­следние годы все больше внимания уделяется разра­ботке и внедрению программ деловых игр по качеству с использованием компьютерных технологий. При этом, обучающийся сам принимает решения и стара­ется создать воображаемому предприятию наилучшие условия для достижения высокой конкурентоспособ­ности продукции. Обучение рабочих осуществляется, как правило, их непосредственными руководителя­ми — мастерами, начальниками участков. Процесс обу­чения обязательно заканчивается аттестацией, кото­рая осуществляется периодически для всех категорий работающих, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подраз­деления с привлечением специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих — один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год. Некоторые специалисты, кроме фирменного экзамена, сдают го­сударственный экзамен. Обучение перед государствен­ной аттестацией платное, его оплачивает компания. Сотрудник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате. Результаты аттестации вывешиваются на рабочих местах.

Такие программы способствуют изменению отно­шения работников к качеству, которое в дальнейшем необходимо постоянно поддерживать.

Кружки качества. Именно в Японии впервые за­родилась практика существования кружков качества. Участие в таких кружках — добровольное. Заседание кружков — единственный вид непроизводственной де­ятельности, разрешенной в рабочее время. Как прави­ло, такие заседания проводятся еженедельно. Если кружки собираются после работы, то компания вы­плачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Наиболее популярными лозунгами кружков качества являются: «Качество определяет судьбу предприятия»; «Думай о качестве постоянно».

Периодически проводятся цеховые и заводские кон­ференции кружков качества. Дважды в год конферен­ции кружков качества проводятся на уровне всей ком­пании. Кружок считается признанным официально, если он зарегистрирован Японским союзом ученых и инженеров (JUSE) и об этом было оповещение в жур­нале «Мастер и контроль качества».

«Пять нулей». На многих японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обес­печении качества, получившая название «пять нулей». Она представляет собой свод следующих правил:

• не создавать (условия для появления дефектов);

• не передавать (дефектную продукцию на следую­щую стадию);

• не принимать (дефектную продукцию с предыду­щей стадии);

• не изменять (технологические режимы);

• не повторять (ошибок).

Эти правила детализированы для этапов подготов­ки производства и собственно производства и доведе­ны до каждого работника.

Отличительные составляющие японского подхо­да к управлению качеством:

1) скрупулезное исследование и анализ возникающих проблем до принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей;

2) широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;

3) высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;

4) направленность на контроль качества процессов, а не качества продукции;

5) направленность на предотвращение возможности допущения дефектов;

6) ориентация на постоянное совершенствование про­цессов и результатов труда во всех подразделениях;

7) полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполни­телем;

8) предельное использование возможностей челове­ка, для чего принимаются меры по стимулирова­нию творческой активности (кружки качества), вос­питанию патриотизма к своей фирме, системати­ческому и повсеместному обучению персонала, культивирование морали: «Нормальному челове­ку стыдно плохо работать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: