Любая социальная система, от отдельного человека до общества в целом, нуждается в управлении. Под социальным управлением понимается подчинение закономерного развития и функционирования социальных процессов и явлений сознательно формулируемым задачам общества.
Важной особенностью социального управления является взаимодействие между управляющими и управляемыми, т. е. между объектами и субъектами управления.
Объектами социального управления являются индивиды, группы, организации, институты и другие социальные образования и процессы.
Субъектами социального управления являются отдельные люди, группы людей, осуществляющие сознательное, целенаправленное воздействие на соответствующую социальную систему или ее подсистемы в целях достижения поставленных задач.
Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Важной составной частью социального управления является социальное планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем, прогрессивным экономическим преобразованиям.
Социология изучает социальное управление как непрерывно осуществляемый процесс воздействия на управляемую систему. Сущность социологического подхода к управлению (по Е. М. Бабосову) заключается в следующих взаимосвязанных шести компонентах:
· деятельность органов управления, как государственных, так и общественных, включая весь комплекс подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижение по службе, отношение между работниками аппарата управления;
· целенаправленное воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование) и целедостижение;
· социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их групп, на их ценностную ориентацию;
· система управленческих решений, направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы, повышение эффективности ее функционирования;
· анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы;
· обеспечение такой направленности деятельности управляемой системы и ее элементов, которая бы удерживала в допустимых пределах возможные отклонения в действиях отдельных индивидов и их групп от поставленных целей и задач.
Ключевым звеном в процессе управления социальными изменениями и развитием являются социальные цели. Основные социальные цели служат ориентиром для планирования и содержания направлений социальных изменений на краткосрочный или долгосрочный период.
Методы социального управления — это комплекс методов целенаправленного воздействия: 1) на отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив.
На каждом из этих трех уровней управление вырабатывает соответствующие методы. Так, по отношению к отдельному работнику можно выделить воздействие на его поведение:
а) прямое (приказ, задание);
б) через мотивы и потребности (стимулирование);
в) через систему ценностей (воспитание, образование);
г) через окружающую социальную среду (изменения условий труда, статусов в административной и неформальной организации).
По отношению к группе, входящей в производственный коллектив, можно применять следующие методы социального управления:
а) целенаправленное формирование состава группы по ряду признаков (демографическим, психологическим);
б) сплочение группы (по средствам соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов).
Методами на уровне социальной организации выступают:
а) согласование формальной и неформальной структур;
б) демократизация управления;
в) социальное планирование (совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния работников, повышение квалификации работников).
Руководство в системе социального управления предполагает иерархическую лестницу, где нижние ряды подчиняются верхним, наделенным правовой основой. Задача руководства — побуждать подчиненных к повышению трудовой активности.
В отношении руководства и подчинения может проявляться разный стиль. Стиль руководства — это систематическое проявление личных качеств руководителя в его отношении с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Выделяют следующие стили руководства: авторитарный — руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; демократический — подчиненные участвуют в выработке общих решений; либеральный — подразумевает минимальное участие руководителя в управлении, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.
Стиль руководства тесно связан с культурой управления. Главным продуктом управления являются производимые им решения. Решения могут иметь разный характер:
· основанные на законах, инструкциях, принятых нормах. Такое решение носит жестко детерминированный характер;
· построенные на инициативе.
Важное значение в организации социального управления играет профессиональная подготовка управляющих кадров. В последние десятилетия в Беларуси создана Академия управления при Президенте Республики Беларусь, которая и призвана готовить управленческие кадры. Кроме того, в областных центрах и городе Минске работают курсы, на которых проводится обучение и переподготовка руководящих управленческих работников, а также специалистов разных звеньев.