Социальное управление. Любая социальная система, от отдельного человека до общества в целом, нуждается в управлении

Любая социальная система, от отдельного человека до общества в целом, нуждается в управлении. Под социальным управлением понимается подчинение закономерного развития и функционирования социальных процессов и явлений сознательно формулируемым задачам общества.

Важной особенностью социального управления является взаимодействие между управляющими и управляемыми, т. е. между объектами и субъектами управления.

Объектами социального управления являются индивиды, группы, организации, институты и другие социальные образования и процессы.

Субъектами социального управления являются отдельные люди, группы людей, осуществляющие сознательное, целенаправленное воздействие на соответствующую социальную систему или ее подсистемы в целях достижения поставленных задач.

Социальное управление осуществляется путем воздействия на условия жизни людей и их ценностные ориентации. Важной составной частью социального управления является социальное планирование, разработка и реализация конкретных мер по решению социальных проблем, прогрессивным экономическим преобразованиям.

Социология изучает социальное управление как непрерывно осуществляемый процесс воздействия на управляемую систему. Сущность социологического подхода к управлению (по Е. М. Бабосову) заключается в следующих взаимосвязанных шести компонентах:

· деятельность органов управления, как государственных, так и общественных, включая весь комплекс подготовки, переподготовки, расстановки кадров, их продвижение по службе, отношение между работниками аппарата управления;

· целенаправленное воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование) и целедостижение;

· социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и их групп, на их ценностную ориентацию;

· система управленческих решений, направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы, повышение эффективности ее функционирования;

· анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы;

· обеспечение такой направленности деятельности управляемой системы и ее элементов, которая бы удерживала в допустимых пределах возможные отклонения в действиях отдельных индивидов и их групп от поставленных целей и задач.

Ключевым звеном в процессе управления социальными изменениями и развитием являются социальные цели. Основные социальные цели служат ориентиром для планирования и содержания направлений социальных изменений на краткосрочный или долгосрочный период.

Методы социального управления — это комплекс методов целенаправленного воздействия: 1) на отдельных работников; 2) отдельную группу; 3) целый коллектив.

На каждом из этих трех уровней управление вырабатывает соответствующие методы. Так, по отношению к отдельному работнику можно выделить воздействие на его поведение:

а) прямое (приказ, задание);

б) через мотивы и потребности (стимулирование);

в) через систему ценностей (воспитание, образование);

г) через окружающую социальную среду (изменения условий труда, статусов в административной и неформальной организации).

По отношению к группе, входящей в производственный коллектив, можно применять следующие методы социального управления:

а) целенаправленное формирование состава группы по ряду признаков (демографическим, психологическим);

б) сплочение группы (по средствам соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов).

Методами на уровне социальной организации выступают:

а) согласование формальной и неформальной структур;

б) демократизация управления;

в) социальное планирование (совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния работников, повышение квалификации работников).

Руководство в системе социального управления предполагает иерархическую лестницу, где нижние ряды подчиняются верхним, наделенным правовой основой. Задача руководства — побуждать подчиненных к повышению трудовой активности.

В отношении руководства и подчинения может проявляться разный стиль. Стиль руководства — это систематическое проявление личных качеств руководителя в его отношении с подчиненными, в способах решения деловых проблем. Выделяют следующие стили руководства: авторитарный — руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; демократический — подчиненные участвуют в выработке общих решений; либеральный — подразумевает минимальное участие руководителя в управлении, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.

Стиль руководства тесно связан с культурой управления. Главным продуктом управления являются производимые им решения. Решения могут иметь разный характер:

· основанные на законах, инструкциях, принятых нормах. Такое решение носит жестко детерминированный характер;

· построенные на инициативе.

Важное значение в организации социального управления играет профессиональная подготовка управляющих кадров. В последние десятилетия в Беларуси создана Академия управления при Президенте Республики Беларусь, которая и призвана готовить управленческие кадры. Кроме того, в областных центрах и городе Минске работают курсы, на которых проводится обучение и переподготовка руководящих управленческих работников, а также специалистов разных звеньев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: