Законодательства о конкуренции

Ответственность за нарушение российского

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет федеральный антимонопольный орган, который выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 37 Закона за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст.37).

Привлечение к ответственности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Новый КоАП РФ также содержит ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. Так, ст. 14.9 («Ограничение свободы торговли») за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации, предусматривает наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Административная ответственность за некоторые нарушения антимонопольного законодательства устанавливается также ст. 19.5 и 19.8 КоАП РФ.

Особо следует остановиться на вопросах уголовной ответственности, которая предусмотрена ст. 178 УК РФ, за монополистические действия и ограничение конкуренции. В соответствии с п. 1 данной статьи за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен устанавливается наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. Согласно п. 2 ст. 178 УК РФ за те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (квалифицированный состав), предусмотрено более строгое наказание (штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет).

Субъектами преступной монополистической деятельности могут выступать руководители коммерческих организаций и их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Это преступление относится к числу формальных составов, т.е. для наступления уголовной ответственности не требуется доказательств реального причинения вреда. Данное преступление совершается умышленно, т.е. виновный осознает, что предпринимаемые им действия ведут к монополизации рынка, и стремится к этому результату.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: