Законодательства

Недобросовестная конкуренция в свете российского

Монополистическая деятельность и

Субъекты конкурентного законодательства

Главными «действующими лицами» в конкурентных отношениях являются конкуренты.Такими лицами признаются лишь хозяйствующие субъекты: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; а также некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход. Основным параметром отнесения указанных лиц к субъектам конкуренции является их предпринимательская деятельность.

Коммерческие организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 ГК РФ) составляют главную группу конкурирующих субъектов, так как основной целью их деятельности является получение прибыли. Некоммерческим организациям, т.е. не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками (п. 1 и 3 ст. 50 ГК РФ), закон разрешает конкурентные действия лишь при осуществлении ими предпринимательства.

Не относятся к конкурирующим субъектам потребители, так как они не принимают непосредственного участия в конкурентной борьбе на рынке. Согласно формулировке Закона РФ «О защите прав потребителей» под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребители, а также покупатели (заказчики), являющиеся хозяйствующими субъектами, выступают в качестве третьей стороны в конкурентной борьбе на рынке. Ведь цель состязания между конкурентами может быть достигнута лишь в том случае, если результаты их хозяйственной деятельности (товары, работы, услуги) будут оценены и приобретены другими лицами, т.е. потребителями (заказчиками).

Разумеется, важнейшим фактором маркетинговой макросреды и субъектом конкурентных отношений является государство. Государственную политику по содействию развитию конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный антимонопольный орган.

Вмаркетинге монополию принято понимать в двух аспектах. Во-первых, монополия — это исключительное право государства, предприятия, гражданина на ведение той или иной деятельности. Монополия противостоит свободной конкуренции.

Во-вторых, под монополиями понимаются крупные предприятия (компании, фирмы) и их объединения (концерны, картели, консорциумы, тресты и т.п.), целью которых является занятие доминирующего положения на рынке.

В соответствии со ст. 4 Закона «О защите конкуренции» под монополистической деятельностьюпризнается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Глава 2 Закона устанавливает запреты на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением. В частности, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Законом запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен законодательством РФ;

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Статья 14 Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию. В частности, не допускается:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Также не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Монополистическая деятельность федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и муниципальных органов властиможет быть как индивидуальной, так и коллективной. Формами выражения индивидуальной монополистической деятельностиздесь являются соответствующие акты или действия государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно ст. 15 Закона «О защите конкуренции» этим органам запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: