Подготовительный
Предварительный
Организационные основы выставок и ярмарок
Их организация предполагает 4 этапа:
a. Принимается решение о проведении ярмарки
b. Создается орг. комитет и рабочая группа
c. Разрабатывается положение и условия участия
d. Формируются информационные письма, приглашения и афиши
e. Определяются возможные формы участия (при любой форме вносится регистрационный сбор)
i. В качестве экспонента с использованием стенда
ii. Заочное участие (размещение коммерческой информации о вашем предприятии)
iii. Очное участие без использования стенда
Разработка укрупненной сметы доходов и расходов ярмарки/выставки
iv. Расходы:
1. Аренда помещения и оборудования
2. Оформительские работы
3. Транспортно-складские расходы
4. З/п
5. Охрана
6. Подготовка каталога участников
7. Информационно-рекламные расходы
v. Доходы
1. Регистрационные сборы
2. Плата за рекламы
3. Стоимость экспозиционных мест
4. Торгово-посреднические проценты
5. Услуги переводчиков и консультантов
6. Плата за дополнительные сервисы и услуги
На этом этапе составляется развернутые экспозиционный план с подробным указанием оборудования и инженерно-техническим обеспечением. По поводу всех услуг заключаются договоры с участниками. В конце этапа- каталог о всех участниках.
3. Проведение выставки/ярмарки
a. Регистрация всех участников
b. Размещение в гостиницах
c. Обеспечение транспортом и связью
d. Сервисное обслуживание
e. Обеспечение условий для заключения сделок и разрешения споров
Виды договоров:
• Договоры поставки
• Договор розничной купли-продажи в отношении проданных экспонатов
• Договор намерения
k. Объем подписанных контрактов
l. Анализ эффективности проведенного мероприятия
М/н организации, регулирующие деятельность выставок/ярмарок:
14. М/н бюро выставок (1931) для наблюдения за выполнением Парижской конвенции о м/н выставках от 1928. Организаторы выставок должны зарегистрироваться за 6 месяцев. Предусмотрен ряд льгот для участников всемирных выставок:
a. Временный беспошлинный ввоз экспонатов с обязательным вывозом
b. Беспошлинный ввоз рекламных изданий, материалов для стендов, образцов для бесплатной раздачи и дегустации
15. Союз м/н ярмарок (1925). Основная цель – содействие развитию м/н ярмарочного движения. Члены – ярмарки, существующие как минимум 5 лет и имеющие собственное ярмарочное оборудование.
16. Рабочая группа по м/н ярмаркам при комиссии ООН (1955). Входят представители 20 крупнейших стран, представители Союза м/н ярмарок и М/н торговая палата.
В Омске - 2 организации:
Агентство рекламно-выставочной деятельности (АРВД)
М/н ярмарочно-выставочный центр ИнтерСиб
ЭкспоЦентр (Москва), календарь, специализация
Организация и техника м/н аукционов
1. Сущность и основные центры м/н аукционной торговли
М/н товарные аукционы – специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров.
Виды аукционов:
• по охвату регионов
o национальные
o м/н
• по методу ведения торга
o английский (на повышение)
o голландский (на понижение)
• инициатор
o добровольный
o принудительный (залоговое имущество, конфискат)
• круг участников
o закрытые
o открытые
Основные товарные группы м/н аукционных торгов:
• пушно-меховое сырье
• немытая шерсть
• чай
• табак
• овощи/фрукты
• лошади
По пушнине и меху ежегодно проводится около 150 м/н аукционов. Основные центры: США, Канада, Лондон, Копенгаген, Осло, Стокгольм.
Продажа каракуля – Лондон и СпБ.
Шерсть - Лондон, Ливерпуль, Кейптаун – около 80% мирового ТО.
Чай – Калькутта, Найроби, Цейлон – 70% мирового ТО.
Табак – НЙ, Амстердам, Бремен, Замбия, Малавир.
Цветы – Амстердам, Латинская Америка.
Овощи/фрукты – Амстердам, Антверпен.
Рыба – США, портовые города
Лошади – Давилль, Лондон, Москва.
2. Организация и техника проведения м/н товарных аукционов
Аукцион – коммерческие организации, располагающие соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом.
Типы организаторов аукционной торговли:
1. Специализированные фирмы в виде АО, которые реализуют товары за свой счет, на комиссионных началах и в форме встречной торговли. Также они могут кредитовать операции для своих клиентов. Как правило, это – крупные компании, которые являются монополистами на рынке аукционных товаров.
2. Специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на комиссионных началах, получая вознаграждение и от продавцов, и от покупателей, и могут являться дочерними компаниями крупных аукционных организаций.
3. Фирмы-аукционы, принадлежащие кооперативам или союзам фермеров-звероводов. Распространены в Скандинавии, в Дании, Норвегии и Швеции функционирует по 1 фирме-монополисту на данном рынке.
Аукционная торговля предполагает 4 стадии:
I. Подготовка аукциона. Начинается за 2-3 месяца до начала, доставляется товар, формируются лоты. Чем ценнее товар, тем меньше лот. Одинаковые ряды лотов - стринги. Организаторы публикуют каталоги, в которых указываются номера лотов, объемы, начальные цены, сорта и условия аукционной продажи.
a. порядок осмотра товаров
b. порядок продаж и фиксации цены,
c. порядок заключения контрактов
d. право продажи 3им лицам
e. порядок снятия лотов с торгов
f. платежно-расчетные вопросы.
g. происходит оповещение потенциальных покупателей и выпуск рекламной продукции.
II. Осмотр аукционных товаров. Проходит за 10 дней до открытия торгов.
III. Аукционный торг.
IV. Оформление сделок. По итогам торга подписываются контракты, в которых обязательно указывается фирма-покупатель, наименование товара, номер лота, количество в лоте, цена за единицу товара, общая цена, на чье имя выписывать счет, каким транспортом отправлять товар.
Как правило, на аукционах требуются залоги, которые входят в стоимость покупки Они возвращаются в случае покупки; не возвращаются, если Вы явились победителем аукциона, но отказались подписывать договор купли-продажи.
При подписании контракта вносится 30-35% стоимости, а остальное – при получении товара; срок отгрузки – от 1 до 21 дня.
Подготовка заключения и исполнения внешнеторгового контракта
Механизм реализации внешнеторговых операций – это система организационных мер и экономических, финансовых, правовых инструментов, включающих следующие элементы:
• Проведение м/н исследований по мировым товарным рынкам в разрезе отдельных государств и товарных групп.
• Поиск и выбор контрагента, работа с ними, получение рабочей информации, проведение первичных переговоров и установление непосредственных контактов.
• Формирование условий контракта, т.е. анализ и проработка конкурсных материалов и оферт.
• Подготовка и заключение контрактов: проект контракта, проведение переговоров, обсуждение условий контракта и подпись.
• Исполнение договорных обязательств и контроль за их исполнением.
Для выявления потенциальных партнеров специалисты торгового отдела осуществляют поиск источников сбыта по заданным критериям.
• Техническое наблюдение за деятельностью выбранных фирм.
• Выясняются способы контакта с выбранными фирмами
• Путем запроса будущим поставщикам
• Через участие в м/н ярмарках-выставках
Источники информации при поиске контрагента:
• Интернет
• Информация ТПП
• Сведения министерств и ведомств по видам деятельности
• Информация НИИ при Министерстве экономики
• Рекламные материалы в отраслевых газетах и журналах
• Каталоги предприятий
Необходимо изучить особенности правового регулирования страны -потенциального партнера (налоговое, таможенное и валютное регулирование)
[1] Хоботова С.И. Розничная глобализация… // «Проблемы современной экономики», № 4, 2008.