В Российской Федерации существуют различные виды хозяйственного контроля, изучаемые многими отраслями права, в том числе финансовым, административным. В зависимости от времени осуществления различают три вида контроля: предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль проводится до производства хозяйственных операций с целью предупреждения незаконных и неправильных действий. Он осуществляется путём проверки проектов, планов, смет и документов на поступление оборудования, машин, материалов и других материальных ценностей, а также их расходования. Предварительный контроль осуществляют органы государственного управления, Минфина России при рассмотрении смет, штатов, ставок, фондов заработной платы и т.п., банки, главные и старшие бухгалтеры.
Текущий контроль является элементом оперативного управления и проводится в процессе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. Текущий контроль на основе данных первичных документов, учётных регистров, материалов проведённых инвентаризаций, визуального наблюдения позволяет регулировать хозяйственные процессы с целью предупреждения потерь и убытков. Проведение текущего контроля возлагается на работников бухгалтерской службы организации и другие должностные лица, занимающиеся проверкой не только количественных, но и качественных показателей работы.
|
|
Последующий контроль – это документальные ревизии, обследования, проверки, анализ бухгалтерских отчётов и балансов, проводимые после окончания хозяйственных операций. Основное его назначение – выявление нарушений законодательства, установление полноты и достоверности данных бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, сохранности имущества, целесообразности и законности осуществленных фактов хозяйственной деятельности прошедшего периода. По методам проведения хозяйственный контроль делится на фактический и документальный.
Фактический контроль состоит в проверке наличия материальных ценностей. Основным его методом является инвентаризация (ст. 12 ФЗ № 129).
Документальный контроль заключается в проверке текущей, инвестиционной и финансовой деятельности по данным первичных документов, учётных записей (регистров) и отчётности. В зависимости от последовательности осуществления контрольных действий и их логической взаимосвязи к приёмам документального контроля относят, в частности:
• формальную и арифметическую проверку документов;
• юридическую оценку отражённых в учётных документах фактов хозяйственной деятельности;
• логический контроль;
|
|
• сплошной и выборочный контроль;
• встречную проверку;
• способ обратного счёта;
• балансовые увязки;
• методические приёмы экономического анализа.
Новые экономические отношения потребовали существенной перестройки финансово-хозяйственного контроля в направлении его улучшения, изменения структуры, реорганизации ведомственного контроля и создания независимого аудиторского контроля, разумного ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность экономических субъектов.
3.2 Документальная ревизия: задачи, организация и значение
Ревизия (от лат. revisio – пересмотр) как основной, наиболее полный и глубокий метод хозяйственного контроля означает документальную проверку обычной и прочей деятельности предприятия за определённый период.
Документальной ревизией называется проверка, обследование по документам и записям в учётных регистрах законности, правильности и целесообразности осуществления обычной и прочей деятельности организаций. Основными задачами документальной ревизии являются:
• проверка законности хозяйственных операций, произведённых в организации;
• проверка соблюдения финансовой дисциплины;
• выявление случаев незаконного расходования и списания средств и материалов;
• проверка правильности постановки бухучёта складского хозяйства и правильности представляемых отчётов.
Документальные ревизии проводят:
• Минфин России и подведомственные ему федеральные службы – Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральное казначейство; Федеральная таможенная служба; их территориальные органы;
• органы внутриведомственного финансового контроля;
• ревизионные комиссии общественных и кооперативных предприятий и организаций, акционерных обществ.
Все ревизии классифицируются по различным основаниям:
• по основаниям назначения – плановые и внеплановые (внезапные);
• по органам, проводящим документальную ревизию – ведомственные и вневедомственные;
• по объёму ревизии – полные и частичные;
• по методу проведения – сплошные, выборочные и комбинированные;
• по повторности – первичные, повторные и дополнительные;
• по составу ревизоров – бухгалтерские и комплексные.
Ревизор обязан выполнить задание на проведение ревизии качественно и в срок (не более 30 дней), по выявленным нарушениям и злоупотреблениям разработать меры по их устранению и предотвращению, а также своевременно составить акт ревизии.
При проведении ревизии могут применяться методы фактической и документальной проверки.
К методам фактической проверки относятся осмотр, обследование, инвентаризация, обмер выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство (эксперимент), анализ сырья, материалов и продукции, получение объяснений и справок.
Инвентаризация – это проверка и регистрация наличия материальных и денежных средств на месте их хранения (на складе, в цехе, в кассе и т.п.) с последующим сличением остатков с учётными данными. Инвентаризация может быть полной, охватывающей все виды средств, все права и обязанности организации, и частичной, затрагивающей отдельные виды средств хозяйства. Она должна производиться комиссией в составе ревизора, материально-ответственного лица и других лиц внезапно. Инвентаризация выступает основным методом проверки достоверности бухучёта и приведения его в соответствие с действительностью.
К методам документальной проверки относятся:
• осмотр документов;
• арифметическая (счётная) проверка;
• нормативная проверка документов;
• проверка соответствия операций, отражённых в документах, установленным правилам;
|
|
• встречная проверка документов;
• сопоставление учётных записей, отражающих одну и ту же хозяйственную операцию в двух разных организациях;
• сопоставление распорядительных и исполнительных документов;
• сопоставление первичных и производных документов (регистров);
• сопоставление документов, отражающих взаимосвязанные операции;
• восстановление количественного учёта товарно-материальных ценностей;
• контрольно-выборочное сличение остатков товаров (контрольное сличение);
• сопоставление данных о движении товара с данными о движении тары;
• сопоставление данных бухгалтерского и оперативного учёта;
• сопоставление записей в книге кассира-операциониста с данными счётчиков кассового аппарата и контрольных лент;
• проверка оснований для расходных денежных документов;
• анализ ежедневного движения товарно-материальных и денежных средств с определением остатка после каждой операции.
Осмотр документов позволяет выяснить, составлен ли документ по установленной форме, имеются ли в нём все необходимые реквизиты, нет ли на нём подчисток, подклеек, травления, приписок и иных изменений цифр и текста, надлежащие ли на документе штампы и печати, не вызывают ли сомнение почерк, подписи и т.д.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение документа, а в ряде случаев – вещественного доказательства. Акт документальной ревизии должен содержать все относящиеся к делу факты, обнаруженные ревизором
Кроме оформленного акта, ревизор представляет руководителю, назначившему ревизию, свои письменные предложения и выводы по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям. По поступившим материалам руководитель (если речь идёт о ведомственных ревизорах) принимает решение, утверждает акт ревизии. Для иных ревизоров такого утверждения не требуется.
Предложения и выводы ревизора использует и следователь для внесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению выявленных правонарушений.
|
|