Особенности проведения ревизии по требованию правоохранительных органов

В соответствии со ст. 5, 29, 37, 38, 84 УПК РФ следователь, прокурор и суд в целях собирания доказательств могут потребовать проведения внеплановой ревизии по находящемуся в производстве делу.

Согласно ст. 22, 47 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет следующие права:

1) право доступа к документам и материалам любых организаций и учреждений;

2) право требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделение специалистов для выявления возникших вопросов проведения ведомственных и вневедомственных проверок, ревизий деятельности организаций

Своё решение о производстве ревизии следователь, прокурор, в зависимости от процессуальной стадии своей деятельности, могут облекать в форму запроса-отношения либо постановления. Которые они направляют соответствующему лицу, правомочному назначить ревизию.

Альтернативными основаниями для проведения первичной ревизии могут быть:

1) наличие в деле данных об отдельных фактах хищения, злоупотреблений, подлогов, из которых вытекает необходимость проверки по первичным документам всей или отдельной из сторон деятельности организации или определённых должностных лиц;

2) обоснованное ходатайство обвиняемого по проверки его показаний, опровергающих предъявленное обвинение;

3) необходимость проверки признания обвиняемого в совершении подлогов, злоупотреблений с использованием бухгалтерских документов;

4) обоснованное сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по поставленным вопросам без предварительной ревизии.

При наличии одного или нескольких указанных фактических оснований для назначения ревизии по возбужденному уголовному делу следователь выносит постановление, в котором требует от определённого должностного лица назначить ревизию. Следователь знакомит должностное лицо с материалами дела и договаривается о взаимодействии в ходе ревизии при проявлении по делу новых вопросов. Получив акт ревизии, его необходимо тщательно изучить.

Работа следователя с актом условно делится на три этапа.

На первом этапе проверяется правильность оформления ревизии: основание для проведения, когда составлен акт и т.д.

На втором этапе ревизии, уясняется содержание акта ревизии: выполнено ли ревизором задание, проведена ли проверка по всем направленным вопросам, были ли применены все необходимые методы и т.д.

После изучения акта ревизии следователь принимает одно из трёх решений:

а) признать проведённую ревизию доброкачественной и её материалы приобщить к делу;

б) при наличии недостатка в материалах ревизии возвратить их органу, назначившему ревизию, или вызвать ревизора для доработки акта ревизии;

в) признав ревизию некачественной, потребовать её повторного производства.

На третьем этапе следователь проверяет акт ревизии следственным путём, т.е. посредством допросов соответствующих лиц, осмотров, экспертиз и т.д. Может назначаться дополнительная документальная ревизия.

При этом дополнительную ревизию может провести тот же ревизор, который проводил первоначальную. Повторная ревизия назначается в случаях, когда следователь признаёт проведённую проверку некачественной из-за некомпетентности, недобросовестности или заинтересованности ревизора в исходе дела. Повторную ревизию должен проводить другой ревизор. Ревизии по уголовным делам, проводимые по требованию следователя, отличаются от обычных документальных ревизий как по формальным, так и содержательным критериям, по своей сущности и правовым основам, по целям и задачам, основаниям назначения и проведения, по контактам ревизора в процессе проведения ревизии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: