Технология взаимодействия правоохранительных и ревизионных органов

Контрольно-ревизионные органы Минфина России, Генеральная прокуратура, МВД и ФСБ России (т.е. правоохранительные органы) в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой, бюджетной и валютной политики России.

Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов в таком взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.

При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с нормами УПК РФ, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности, при этом необходимо отметить, что ревизии (проверки) контрольно-ревизионный орган совместно с правоохранительным органом, по заданию которого проводится ревизия (проверка), решают вопрос о приоритетности её проведения, что оформляется совместным решением.

В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы изучения документов ревизии проверяющие определяют наличие и достоверность представленных материалов ревизуемой организации (документов бухгалтерского учёта и отчётности учредительных, регистрационных и других документов). При этом принимаются к ревизии только подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам законодательства России.

Результаты ревизии оформляются актом с приложением к нему документов, копий документов, объяснений должностных и материально ответственных лиц, на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта. Записи в акте ревизии (проверки) производится на основании проверенных документов и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемой организации материалов: актов о результатах произведённых встречных проверок, фактических проверок действительности совершения операций, а также сведений, вытекающих из заключений специальных экспертиз.

Правоохранительный орган при получении материалов по результатам проведённых ревизий (проверок) рассматривает их в установленные сроки; при наличии оснований осуществляет действия, предусмотренные УПК РФ, а также информирует контрольно-ревизионный орган о принятых мерах.

При возникновении необходимости получения новых сведений, которые не были исследованы в процессе ревизии, правоохранительный орган может в установленном порядке обратиться в контрольно-ревизионный орган по вопросу проведения дополнительной ревизии (проверки).

При необеспечении правоохранительным органом необходимых условий руководство контрольно-ревизионного органа вправе принять доводимое до правоохранительного органа решение о приостановлении проведения ревизии (проверки), как в целом, так и а отдельных её вопросах, до установления препятствий.

В целях усиления контроля за проведением и реализацией материалов ревизии (проверок) контрольные и правоохранительные органы ежеквартально в рамках работы межведомственной группы проводят взаимные сверки и уточнение итогов совместных мероприятий.

Материалы этих сверок направляются в вышестоящие органы в составе статистической (ведомственной) отчётности.

Лекция № 7 (2 часа)

Тема: « Особенности проверки и исследования документальных записей по учёту хозяйственных операций в отдельных отраслях экономики »

1 Вопросы лекции:

1.1 Учёт хозяйственных операций на промышленных предприятиях и использование документальных записей при выявлении преступлений.

1.2 Использование учётных данных при выявлении и расследовании преступлений на предприятиях оптовой и розничной торговли.

1.3 Использование учётных документов при выявлении и расследовании преступлений в сфере общественного питания.

1.4 Проверка и использование документов и записей по учёту хозяйственных операций в строительных организациях.

2 Литература.

2.1 Основная

2.1.1 Зуев В.И. Судебная бухгалтерия: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения юридического факультета. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. – 460 с. – ЭБС «Книгафонд».

2.1.2 Судебная бухгалтерия: учебное пособие. – Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – ЭБС «Книгафонд».

2.2 Дополнительная

2.2.1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. текст с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФЗ] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; 2009. – 21 января. – № 7.

2.2.2 О бухгалтерском учёте: федер. закон [принят Гос. Думой 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ: с изменениями от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ, 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ, 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ, 10 января 2003 г. № 10-ФЗ, 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ, 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ] // СЗ РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 4787.

2.2.3 Мурадов Э. Руководитель организации как субъект преступлений в сфере экономической деятельности // Уголовное право. – 2009. – № 2. – С. 46-51.

2.2.4 Судебная бухгалтерия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / под ред. А.А. Толкаченко, В.И. Бобошко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 223 с.

2.2.5 Судебная бухгалтерия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / под ред. А.А. Толкаченко, В.И. Бобошко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 223 с.

2.2.6 Судебная бухгалтерия: учебное пособие / И.В. Долматова, О.А. Думан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 216 с.

2.2.7 Дубоносов, Е.С. Судебная бухгалтерия: учебник / Е.С. Дубоносов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 376 с.

2.2.8 Паноморчук В. Надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности // Законность. – 2011. – № 11. С. 36-38.

2.2.9 Александрова И.А. «Договорной» способ разрешения дел об экономических преступлениях // Уголовный процесс. – 2012. – № 9. – С. 10-17.

3 Краткое содержание вопросов

3.1 Учёт хозяйственных операций на промышленных предприятиях и использование документальных записей при выявлении преступлений

Промышленные предприятия и объединения реализуют в хозяйственной деятельности многочисленные внутренние и внешние связи. В связи с этим по сравнению с другими хозяйствующими субъектами перечень используемых здесь бухгалтерских документов и счетов бухгалтерского учёта существенно расширяется.

Наряду с документооборотом на промышленных пред­приятиях особое значение приобретает надлежащее хра­нение товарно-материальных ценностей. Особое внима­ние контролирующими и правоохранительными органами уделяется:

– оборудованию складских помещений системами охраны и сигнализации;

– наличию потерь сверх норм при хранении;

– исправности весоизмерительного оборудования;

– контролю ввоза и вывоза материальных ценностей с терри­тории предприятия.

Недостатки в хранении материальных ценностей и низ­кий учётный контроль за их отпуском часто способству­ют хищениям материалов, сырья и продукции. Хищения неучтённой продукции организованными преступными группами в условиях промышленного производства, как правило, связаны с использованием в качестве прикрытия подложных документов, отражающих отпуск продукции со склада или из экспедиции предприятия.

В зависимости от специфики производства такими документами могут быть: товарные накладные (фор­ма ТОРГ-12), счета-фактуры (форма № 868а), товарно-транспортные накладные (форма № 1-Т). Указанные доку­менты оформляются в нескольких экземплярах (от трёх до пяти), регистрируются в журнале отдела сбыта с указанием реквизитов доверенности при получении товара представи­телем покупателя, номера договора, по которому реализует­ся продукция, способа транспортировки.

При вывозе продукции с промышленного предприятия номер транспортного средства и накладной регистриру­ются в журнале пропусков, который является оперативно-технической документацией.

При реализации неучтённой продукции на промышлен­ных предприятиях наиболее часто используют три спосо­ба маскировки противоправной деятельности:

– составление временных документов;

– внесение изменений в документы

– отметку о фиктивном возврате.

На промышленных предприятиях могут также совер­шаться хищения из фонда заработной платы. При выявлении таких хищений используются пять групп учётных до­кументов:

1) первичные документы, служащие основанием для начисления зарплаты. К ним относятся табель учёта ис­пользования рабочего времени (формы Т-12, Т-13), наряды (форма Т-40) и др.;

2) сводные документы, являющиеся основанием для на­числения зарплаты.

3) расчётные ведомости (форма Т-51), которые могут составляться как ручным, так и автоматизированным спо­собом;

4) платёжные ( форма Т-53) и расчётно-платёжные (фор­ма Т-49) ведомости, по которым производится выплата денег из кассы.

5) документы отдела кадров (приказ о приёме на работу, личная карточка, командировочное удостоверение и др.) Наиболее часто при совершении хищений на промыш­ленных предприятиях из фонда зарплаты возникают несо­ответствия между расчётными, платёжными ведомостями и документами отдела кадров.

Многие противоправные действия на промышленных предприятиях связаны с нарушением технологии производ­ства и выпуска продукции. Определение норм расхода материальных ценностей и соблюдение технологического процесса целесообразно осуществлять путём контрольного запуска сырья и матери­алов в производство. Для проверки использования материалов необходимо сначала ознакомиться со спецификой и типом производ­ства, особенностями технологического процесса, методами учёта затрат на производство, а также видами используе­мых материальных ценностей. Наряду с контрольным запуском сырья в производство осуществляется проверка правильности документального оформления поступления и отпуска в производство основ­ного сырья (компонентов) и соблюдения норм закладки и выхода

3.2 Использование учётных данных при выявлении и расследовании преступлений на предприятиях оптовой и розничной торговли

В отличие от промышленных предприятий, содержание бухгалтерского учёта в оптовой и розничной торговле опре­деляют в основном операции по обороту товаров, а также связанные с этим доходы и расходы.

Оптовая торговля – это продажа товаров крупными и мелкими партиями (мелкооптовая торговля) предприя­тиями-изготовителями и их представителями другим орга­низациям различных форм собственности. Успех работы по выявлению, предупреждению и рас­крытию преступлений и выявлению фактов финансовых злоупотреблений в данной сфере хозяйственной деятель­ности во многом зависит от того, насколько контролирую­щие и правоохранительные органы, а также организации владеют основами ведения первичного документооборота. В связи с этим следует более детально остановиться на ком­плексе документов, регламентирующих порядок оформле­ния оптовых торговых операций.

Доверенность (формы М-2, М-2а) предоставляет право материально ответственному лицу покупателя на полу­чение материальных ценностей от поставщика при полу­чении этих ценностей вне склада покупателя. Указанные документы выписывает организация-покупатель, заверяет их печатью, подписями руководителя, главного бухгалтера и выдаёт экспедитору под расписку в журнале учёта реги­страции доверенностей. Срок действия доверенности на по­лучение товара устанавливается в зависимости от возмож­ности получения и вывоза соответствующих ценностей, но, как правило, не более чем на 15 дней. Доверенности, расчёты за которые производятся в порядке плановых платежей, допускается выдавать на весь календарный месяц.

Распоряжение на отгрузку товара со склада поставщи­ка оформляет отдел сбыта в двух экземплярах при наличии договора и доверенности у экспедитора.

Счёт-фактура (форма 868а) предназначен для оплаты то­варов, работ, услуг после их поставки, выполнения. В нём ука­зываются: отгруженные товары с указанием их наименования, количества, цены, стоимости, включая акциз, суммы НДС, юридических адресов, номеров расчётных счетов, подписей ответственных лиц от поставщика и покупателя.

Сертификат качества подтверждает соответствие отгру­женных изготовителем покупателю товаров стандартам, фиксирует условия хранения, срок годности и др.

Карточка количественного учёта ведётся кладовщиком для аналитического учёта товаров по их наименованиям, но­менклатурным номерам, местам хранения.

Товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) отра­жает сведения о местах погрузки и разгрузки товарно-материальных ценностей, наименовании, номенклатурных кодах, количестве, массе брутто, цене, сумме, роде упаковки, номере доверенности, расчёте стоимости услуг по доставке.

Пропуск на вывоз товаров выписывает кладовщик на основании имеющейся у покупателя доверенности.

Учёт товаров на оптовых складах ведут в товарных кни­гах, карточках учёта материалов в натуральном выраже­нии, каждому товару отводится одна только страница или карточка. На однородные товары различного наименования, но с одинаковой ценой открывают одну карточку учёта материалов.

При выявлении правонарушений в системе оптовой торговли наиболее часто применяется метод восстановле­ния количественного учёта. Сущность метода заключается в том, что ревизором по своей инициативе или по требова­нию правоохранительного органа заново составляется кар­тотека оптовой торговой базы.

Применение метода восстановления количественного учёта возможно на основе документальных записей. При этом осуществляется сплошное или выборочное восстанов­ление количественного учёта

Типичными примерами таких злоупотреблений являют­ся: при совершении складских операций – отпуск товаров низшего сорта под видом высшего, при производственных операциях на предприятиях общественного питания – за­мена одних продуктов другими, более дешёвыми.

Розничная торговля – это продажа товаров мелкими партиями, за наличный расчёт одними лицами (юриди­ческими или физическими). При этом цена реализуемого товара включает в себя оптовую цену и торговую наценку. Основная часть товаров с оптовых баз, складов, холодиль­ников и других мест хранения поступает в сферу государ­ственной и частной розничной торговли: магазины, киоски, палатки.

Учёт товаров в сфере розничной торговли производят по фактической себестоимости, т.е. сумме фактических за­трат на приобретение без НДС и других возмещаемых на­логов: оплата поставщику, транспортных, консультацион­ных услуг, таможенных пошлин, невозмещаемых налогов, издержек по содержанию складских помещений, проценты по кредитам поставщиков, начисленные до принятия к учёту товаров.

Реализация товаров населению осуществляется по дого­вору розничной купли-продажи. В соответствии со ст. 493 ГК РФ данный договор является публичным. Он осущест­вляется в отношении каждого, кто обратился в торговую организацию, и считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного докумен­та, подтверждающего факт оплаты товара, если иное не предусмотрено законом или договором.

К числу наиболее общих процедур осуществления про­верок для всех видов розничных торговых организаций от­носятся следующие:

– проверка правильности оформления первичных до­кументов по приёмке и отпуску товарно-материальных ценностей, своевременности сдачи и правильности оформления товарно-кассовых отчётов материально ответственными лицами;

– одновременная инвентаризация товарно-материальных ценностей и кассы контрольно-кассовой машины (ККМ) торговой организации;

– проверка соответствия товарно-кассовых отчётов и регистров синтетического и аналитического учётов;

– контроль правильности оформления и отражения в учёте потерь от недостач, порчи, естественной убыли и переоценки товара;

– проверка правильности реализации товарно-материаль­ных ценностей, оформления ценников и использования ККМ.

Как показывает практика, чаще всего потребителей об­манывают на развалах, в магазинах, торгующих овощами, фруктами, рыбой, мясными продуктами и кондитерскими изделиями.

Контрольную закупку организуют и проводят только со­трудники органов, наделенные таким правом. Она осущест­вляется одним из двух способов:

а) контрольная закупка объявляется проверяющим после полного расчёта продавца с двумя покупателями;

б) объявляется контрольная закуп­ка, оплаченная самим контролером.

3.3 Использование учётных документов при выявлении и расследовании преступлений в сфере общественного питания

Система общественного питания обладает рядом отли­чительных особенностей и эти особенности характеризуют сложную структуру системы общественно­го питания, которая состоит из трёх звеньев:

1) кладовой или склада (централизованные склады, склады и кладовые самих предприятий общественного питания);

2) производ­ства (кухня);

3) торговой сети (обеденный, банкетный зал, буфет, киоски, лотки).

Экономическая информация о признаках хищений в системе общественного питания может быть получена из учётных документов, регламентирующих производство и реализацию продукции.

Калькуляционная карточка ( форма ОП-1) ре­гистрируется в реестре и содержит информацию о порядко­вом номере калькуляции и дате её утверждения, наимено­вании каждого блюда кухни, номера по сборнику рецептур, продуктах для их приготовления, нормах закладки, цене и сумме сырьевого набора на 100 блюд, их продажной цене, готовом выходе одного блюда в граммах. Продажная цена блюда сохраняется до изменения его сырьевого набора или стоимости исходного сырья, а при их изменении новая продажная цена исчисляется и отражается в калькуляционной карточке.

План-меню (форма ОП-2) составляется ежедневно в одном экземпляре заведующим производством накану­не дня приготовления блюда и утверждается директором.

Блюда в план-меню записывают в следующей после­довательности: холодные закуски, первые блюда, вторые блюда, третьи блюда, комплексные обеды, напитки, десерт.

Требование в кладовую (форма ОП-3) выписывает заве­дующий производством в одном экземпляре с учётом остат­ков сырья (продуктов) на начало дня и его потребности на предстоящий день.

Накладная на отпуск товара из кладовой (форма ОП-4) является приходным документом, который содержит номер, дату составления документа, наименование, код отправите­ля и получателя товаров, их затребованное и отпущенное количество, цену и сумму по учётным данным и продаж­ным ценам и общую сумму, подписи ответственных лиц.

Закупочный акт (форма ОП-5) составляют в одном эк­земпляре в период совершения покупки у населения пред­ставителем предприятия общественного питания продук­тов и сырья по договорным ценам.

Дневной заборный лист (форма ОП-6) служит для оформ­ления отпуска изделий из кухни в буфеты, мелкорознич­ную сеть, на предприятия, а также в раздаточную, отделён­ную от кухни.

Акт о реализации и отпуске изделий кухни (форма ОП-10) оформляет комиссия в составе заведующего про­изводством, кассира с указанием номера калькуляцион­ной карточки, наименования готовых изделий, количества и суммы реализованной продукции по продажной цене за наличный расчёт.

Акт о продаже и отпуске изделий кухни (форма ОП-11) является расходным документом, который составляется за­ведующим производством на основании кассовых чеков, требований в кладовую, дневных заборных листов и при­лагается к отчёту кухни.

На признаки хищений товаров, готовой продукции в ор­ганизациях общественного питания могут указывать:

– большое число актов о списании товаров, продуктов на порчу, брак, убыль, уничтожение грызунами;

– многочисленные записи в книге жалоб и предложений от покупателей на обсчёт, обвес, недоброкачественное при­готовление пищи, недолив спиртных напитков;

– случаи недовложений, замены компонентов при изго­товлении продукции, фальсификации товаров (например, продажа винно-водочных изделий низших сортов с этикет­ками высших), о чём свидетельствуют акты лабораторного анализа.

Учёт продуктов и товаров в кладовых и на складах пред­приятий общественного питания осуществляется матери­ально ответственным лицом – кладовщиком.

При поступлении отчёта в бухгалтерии проверяется правильность его составления и соответствие приложен­ных к нему документов.

Сверка документов позволяет выявить факты запуты­вания учёта, использования подложных документов, за­нижения доходов с целью сокрытия налогов, составления документов, не предусмотренных системой бухгалтерской отчётности в сфере общественного питания.

Наиболее распространенными приёмами маскировки противоправных действий и злоупотребле­ний являются следующие.

1. Неоприходование продуктов и товаров на складе или в кладовой предприятия общественного питания.

2. Составление полностью или частично бестоварных расходных документов.

3. Создание пересортицы продуктов и сырья по сговору с поставщиками.

4. Создание излишков продукции при производстве их закупок.

На возможный подлог в документах могут указывать следующие признаки:

1) слишком большой объём продук­ции, закупленной у одного лица;

2) наличие округлённых цифр в закупочных актах (200 кг, 1 т);

3) большой проме­жуток во времени между приходными и транспортными на­кладными либо полное отсутствие документов на перевоз­ку закупленной продукции.

К числу наиболее распространенных подлогов в учётных документах относятся:

1) внесение искажений в акт о реализации блюд путём включения заведующим производством в объём реализации таких блюд, которые вообще не изготавливались на кухне.

2) искажение данных о фактическом объёме реализации общих и порционных блюд, которое используется руково­дителями предприятий общепита за счёт того, что продаж­ная цена порционных блюд выше их стоимости по учётным ценам.

3) оформление бестоварных накладных на якобы имев­шийся отпуск готовых изделий в буфет и мелкорозничную сеть.

Искажения в учётные документы вносятся следующими способами:

а) занижением в товарных отчётах стоимости полученных продуктов и товаров;

б) занижением суммы торговой выручки;

в) занижением книжных остатков мате­риальных ценностей на конец отчётного периода;

г) непра­вильным переносом книжных остатков из одного товарного отчёта в другой.

Учёт продуктов в самостоятельных цехах по производ­ству полуфабрикатов ведётся по материально ответствен­ным лицам (бригадам), наименованиям, сортам (категори­ям), количеству (весу), цене и стоимости.

В процессе проверки и выявления признаков престу­плений на объектах предприятий общественного питания проводятся многочисленные действия по документальному и фактическому контролю хозяйственных операций: инвен­таризация; встречная проверка и взаимный контроль; об­ратная калькуляция; контрольная закупка; анализ качества сырья и готовой продукции и др.

3.4 Проверка и исследование документов и записей по учёту хозяйственных операций в строительных организациях

Строительство – это производственная деятельность по созданию и реконструкции зданий, сооружений, выполне­нию монтажных, пусконаладочных, ремонтных и иных ра­бот, осуществляемых строительными организациями раз­личных организационно-правовых форм, имеющими статус юридического лица.

Строительное производство в отличие от других видов деятельности имеет ряд особенностей.

1. Сроки производства строительных работ продолжи­тельны и переходят из одного отчётного периода в другой, что затрудняет выполнение расчётов при закрытии месяца, квартала, года.

2. Участники строительного процесса имеют различный статус по отношению к строящемуся и реконструированно­му объекту, поэтому учёт у каждого участника организован применительно к своей деятельности.

К числу основных участников строительного производ­ства относятся:

– инвестор – организация или частное лицо, которое финансирует строительство объекта;

– заказчик – организация, которой принадлежит место застройки и которая осуществляет контроль проектирова­ния, строительства и принятия объекта в эксплуатацию;

– головной застройщик – организация, выполняющая функции генподрядчика;

– субподрядчик – организация, выполняющая отдель­ные виды работ по договору с генподрядчиком;

– девелопер – организация, выступающая посредником между подрядными строительными организациями и инве­сторами. Деятельность строительных организаций регламентиру­ется § 3 гл. 37 ГК РФ «Строительный подряд» (ст. 740-757). По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика объект, выполнить иные строительные работы. Заказчик обязан создать подрядчику условия для выпол­нения работ, принять объект в эксплуатацию и произвести оплату.

Заказчик контролирует ход, качество, сроки выполне­ния работ согласно графику, своевременность обеспечения строительными материалами, полноту и правильность их использования. Заказчик, обнаружив отступления от усло­вий договора строительного подряда, которые ухудшают ка­чество работ, вправе предъявлять претензии подрядчику.

Подрядчик исполняет указания заказчика, не противо­речащие договору строительного подряда и не являющиеся вмешательством в хозяйственную деятельность подрядной организации. Предельный срок предъявления заказчиком пре­тензий на ненадлежащее качество строительных работ со­ставляет пять лет.

Особое значение при организации строительных работ имеет наличие государственной лицензии у подрядчика и её копии у заказчика.

Для осуществления строительства застройщик обязан иметь следующие документы:

а) план-заявку;

б) титуль­ный список;

в) проектно-сметную документацию на каж­дый объект. Наличие утвержденного титульного списка является одним из необходимых условий финансирования и строительства.

Сведения о признаках хищений в строительстве могут содержать следующие документы: счёт-фактура; доверен­ность (форма М-2); приходный ордер (формы М-3, М-4); акт о приёмке материалов (форма М-7); карточка учёта материалов (форма М-17); требование-накладная (фор­мы М-10, М-10а); лимитно-заборная карта (формы М-9а, М-28); журналы расхода строительных материалов (фор­ма М-29); товарно-транспортная накладная (форма 4-п); справка о сметной стоимости выполненных работ (форма КС-3); акт приёмки выполненных работ (форма КС-2); журнал-ордер (формы № 6-с, 10-с).

Ниже перечислены возможные способы совершения хи­щений и злоупотреблений в строительных организациях.

1. Непосредственное хищение строительных материалов.

2. Завышение стоимости строящегося объекта при выполнении работ подрядным способом.

3. Заключение фиктивных договоров на покупку строительных материалов или сырья.

4. Завышение сметной стоимости материалов, объёмов подлежащих выполнению строительных, монтажных работ и норм, их расценок может быть выявлено путём сопоставления объёма работ по сметам с объёмами работ, включенными в акты приёмки работ.

5. Завышение списания материалов на потери при их переработке, производстве дорогостоящих скрытых работ.

Источниками информации для проверки правильности списания строительных материалов являются следующие документы:

а) производственные нормы расхода основных строительных материалов, разработанные непосредственно организацией и утверждённые её руководителем;

б) мате­риальный отчёт формы М-19 по материально ответствен­ному лицу – производителю работ;

в) ежемесячный отчёт о расходе основных материалов в строительстве в сопо­ставлении с расходом, определенным по производственным нормам, формы М-29.

Проверка реального состояния строящихся объектов и произведённых работ осуществляется путём осмотра стро­ительных площадок, незавершенного строительства, обсле­дования качества и соответствия марки используемых ма­териалов с данными, отраженными в учётно-бухгалтерских документах.

Инвентаризация назначается с целью установления фак­тического наличия материалов на складах, открытых строй­площадках и сопоставления результатов с данными учёта.

Для выявления хищений материалов с открытых пло­щадок объектов фактический расход сопоставляется с нор­мативами, карточки складского учёта – с транспортными накладными.

Контрольный обмер выполненных работ заключается в визуальном осмотре и инструментальном обмере выпол­ненных строительных работ в натуре.

Проведение судебно-бухгалтерской экспертизы в строи­тельстве позволяет установить, каким образом нарушения законодательства, проектно-сметной документации, усло­вий договоров между заказчиком, генеральным подрядчи­ком и субподрядчиками способствовали преступному ис­пользованию технологии производства работ, повлекшему снижение качества строительства, порчу материалов и обо­рудования.

Лекция № 8 (2 часа)

Тема: «Правовые основы и организация аудита»

1 Вопросы лекции:

1.1 Сущность, содержание и юридическое значение аудита.

1.2 Правовые основы аудиторской деятельности.

2 Литература.

2.1 Основная

2.1.1 Зуев В.И. Судебная бухгалтерия: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения юридического факультета. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011. – 460 с. – ЭБС «Книгафонд».

2.1.2 Судебная бухгалтерия: учебное пособие. – Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – ЭБС «Книгафонд».

2.2 Дополнительная

2.2.1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: офиц. текст с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФЗ] // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; 2009. – 21 января. – № 7.

2.2.2 О бухгалтерском учёте: федер. закон [принят Гос. Думой 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ: с изменениями от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ, 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ, 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ, 10 января 2003 г. № 10-ФЗ, 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ, 3 ноября 2006 г. № 183-ФЗ, 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ] // СЗ РФ. – 1996. – № 48. – Ст. 4787.

2.2.3 Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности: федер. закон: [принят Гос. Думой 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ: с изменениями от 14 и 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ] // СЗ РФ. – 2001. – № 33. – Ст. 3422.

2.2.4 Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 декабря 2008 г. № 307-ФЗ: с изменениями от 1 июля 2010 г. № 136-ФЗ] // СЗ РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 15.

2.2.5 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Кодекс этики аудиторов России. – М.: Эксмо, 2007. – 288 с.

2.2.6 Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов: приказ Минфина РФ от 30 октября 2009 г. № 111н // Система ГАРАНТ. Энциклопедия Российского законодательства / президент компании Д.В. Першеев; Центр информ. технологий Москов. гос. ун-та. – М.: ГАРАНТ-СЕРВИС, 2012. – Спец. выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей: Весенний семестр 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD – ROM).

2.2.7 Голубятников, С.П. Аудит в юридической практике: учебное пособие / С.П. Голубятников, Е.С. Леханова. – М.: Юристъ, 2002.–264с.

2.2.8 Судебная бухгалтерия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» / под ред. А.А. Толкаченко, В.И. Бобошко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 223 с.

2.2.9 Судебная бухгалтерия: учебное пособие / И.В. Долматова, О.А. Думан. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 216 с.

2.2.10 Дубоносов, Е.С. Судебная бухгалтерия: учебник / Е.С. Дубоносов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 376 с.

3 Краткое содержание вопросов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: