Составлению производственной программы предшествует формирование портфеля заказов, на основе которого устанавливается объем реализации продукции.
Планирование продукции в натуральном выражении, обеспечивая согласованность производства с потребностью в конкретных его видах, с одной стороны, и с обеспечением его соответствующим объемом ресурсов в натуральном выражении, с другой стороны, не всегда дает возможность определить общий объём производства, темпы его роста и структуру. Поэтому, большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостном выражении.
Стоимостным выражением производственной программы являются объём реализованной, товарной, валовой и чистой продукции.
Объем реализованной продукции определяется в плане, как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде всей готовой продукции.
Объем реализуемой продукции по плану (Рп) можно определить по следующей формуле:
Рп = Тп + Онп1 – Онп2,
где Тп - объем товарной продукции по плану;
|
|
Онп1 - остатки нереализованной продукции на начало планового периода;
Онп2 - то же на конец планового периода.
Объем товарной продукции (Тп) в плане включает в себя стоимость: готовых изделий, полуфабрикатов собственной выработки, продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону, стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны.
Объем чистой продукции определяется как объем товарной продукции за вычетом амортизационных отчислений и материальных затрат.
Объем валовой продукции включает в себя весь объем работ, намеченных к выполнению в данном периоде. Плановый объем продукции определяется по следующей формуле:
Вп = Тп – Нн + Нк,
где Нн – остатки незавершенного производства на начало планового период;
Нк – то же на конец планового периода.
Разработка производственной программы проходит три основных этапа.
Первый этап заключается в определении максимально возможного выпуска продукции на базе имеющихся производственных мощностей. На этом этапе учитывается возможность ликвидации «узких мест», а также совершенствования организации производства.
На втором этапе исследуется возможность наращивания производственной мощности предприятия за счет собственных финансовых источников и определяется возможный дополнительный объем производства продукции.
Третий этап подразумевает разработку плана технического перевооружения и реконструкции предприятия.