Для каждого определенного значения l и имеется соответствующая величина прогиба f и, при которой сила Р будет наибольшей. Критическая сила Р к будет, очевидно, минимальной из этих наибольших значений.
Эти соображения и анализ свыше 140 расчетов критической силы при различных вариантах исходных данных дали возможность С.П. Першину упростить расчет критической силы сведением его к следующей основной формуле:
(1.2.4.)
Здесь Р0 – наименьшая сжимающая сила, вызывающая нарушение устойчивости;
i 0 – средний уклон начальной неровности в тысячных; расчетное значение i 0 для прямых 2‰, для кривых 2,5 – 3,0 ‰;
А и α – параметры, зависящие от типа рельсов и плана линии, вытекающие из формулы (2.6.); значения этих параметров приведены в таблице 1.2.3.
Таблица 1.2.3.
Радиус кривой в м | Тип рельсов | |||
Р50 | Р65 | |||
А | α | А | α | |
0,300 | ||||
0,365 | 0,335 | |||
0,410 | 0,385 | |||
0,450 | 0,410 | |||
Прямая | 0,600 | 0,585 |
К1 – коэффициент, учитывающий форму начальной неровности; для одноволновой изолированной неровности К1 = 1, для отдельной одноволновой неровности, выделенной из серии неровностей на пути, К1 = 1,1;
|
|
К2 – коэффициент, учитывающий состояние балласта, определяемый величиной параметра С с, равный при:
С с = 0…………………………………………0,28
С с = 225………………………………………0,71
С с = 450………………………………………1,00
С с = 600………………………………………1,17
К3 – коэффициент, учитывающий влияние эпюры шпал, равный
При эпюре 1600 шт/км………………………0,91
При эпюре 1840 шт/км………………………1,00
При эпюре 2000 шт/км………………………1,17
К4 – коэффициент, учитывающий степень затяжки гаек клеммных болтов промежуточных скреплений типа К:
(1.2.5.)
Значение m c указано выше; расчетный параметр β1 равен:
При i 0 = 2‰………………………………0,795
При i 0 = 3‰………………………………0,820
При i 0 = 4‰………………………………0,840
Итак, критическая сила Рк = Р0/1,5. (1.2.6.)
Как видно, в рассмотренных аналитических методах определения устойчивости (К.Н. Мищенко и С.П. Першина) в основу положена расчетная схема статического равновесия рельсо-шпальной решетки под действием продольных температурных сжимающих сил и сил, сопротивляющихся ее сдвигу.
Исходным моментом в расчетах критических сил является условие удержания равновесия бесстыкового пути продольными силами в рельсовых плетях в состоянии завершения выброса, и поэтому сжимающая сила в рельсовых плетях считается пассивным фактором, «который может лишь удерживать равновесие искривленного пути, но не способен самостоятельно вызвать его». [2] Поэтому в теории «критических сил» не могут быть учтены ослабляющие устойчивость факторы, такие как:
|
|
- начальные неровности не температурного характера;
- ослабление сопротивления поперечному сдвигу в местах не подбитых шпал;