Планирование производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий

Правовое регулирование производственной хозяйственной деятельности.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется при помощи правовых норм как общих, так и специальных законов и подзаконных актов.

Так, в соответствии с Законами Украины «О приоритетности социального развития агропромышленного комплекса в народном хозяйстве», «О хозяйственных обществах», «О сельскохозяйственной кооперации», «О фермерском хозяйстве» и другие, сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют направления и структуру сельскохозяйственной деятельности, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом.

Специальными нормативными актами, такими как Законы Украины «Об охране прав на сорта растений» // ВВР. – 1993. - №21. – ст.218; «О карантине растений» // ВВР. – 1993. - №34. – ст.352; «О племенном животноводстве» // ВВР – 2000. - № 6-7. – ст.37.; «О семенах» // ВВР. – 1994. - №2. – ст.7, и другими нормативными актами определены специальные субъекты сельскохозяйственной деятельности. их правомочия и основные требования к ним.

Производственно-хозяйственная деятельность товаропроизводителей АПК определяется также на уровне правительственных и локальных нормативно-правовых актов. Например, Постановление Кабинета Министров Украины от 16 июня 1993 года «О мероприятиях относительно улучшения семеноводства сельскохозяйственных культур».

Отдельными видами деятельности сельскохозяйственные товаропроизводители (предприниматели) имеют право заниматься лишь при наличии особенного разрешения (лицензии). Выдача лицензии регулируется специальным законодательством, например, Законом Украины от 01 мая 2000 г. «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

В нормах права, рассчитанных на регулирование производственно-хозяйственной деятельности, нашел закрепление принцип невмешательства государственных и других органов в такую деятельность сельскохозяйственных предприятий.

Законами Украины «О сельскохозяйственной кооперации», «О фермерском хозяйстве», определяется, что крестьянские (фермерские) хозяйства и кооперативы самостоятельно определяют основные направления хозяйственной деятельности, осуществляют их планирование и реализацию.

А в соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах», общества могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, которая не противоречит законодательству Украины.

Итак, сельскохозяйственные предприниматели в основном самостоятельно планируют свою деятельность.

Переход от командно-административной системы, при которой сельскохозяйственным товаропроизводителям детально планировались государством количество, виды и другие показатели производства сельскохозяйственной продукции и сырья, к рыночной означает отказ от директивного планирования, от плана-закона, который он был ранее, и внедрение индикативного планирования.

Индикативное планирование – это система необязательных для сельскохозяйственных товаропроизводителей-предпринимателей рекомендаций, а также скоординированных и взаимосвязанных способов побочного (косвенного) влияния на них через разработку комплексных целевых и других программ.

Индикативное планирование было введено в соответствии с концепцией перехода Украины к рыночной экономике, утвержденной в основном, Верховной Радой Украины 1 ноября 1990 года.

Однако, это не значит, что планирование сельскохозяйственной деятельности государственными органами совсем утратило свое значение.

Государство осуществляет свое влияние на производственно-хозяйственную деятельность сельскохозяйственных предприятий посредством правовых актов в виде плановых актов, целевых программ, квот, лицензий и т.д.

Плановые акты принимаются с целью обеспечения государственных потребностей и государственной безопасности в сельскохозяйственной продукции, сырье, продовольствии. Например, Указ Президента Украины №62/96 от 18.01.96. «Об удовлетворении государственных и региональных потребностей в сельскохозяйственной продукции». Потребности государства в сельскохозяйственной продукции обеспечиваются при помощи таких правовых рычагов как заказ и контракт, которые также являются способами планирования сельскохозяйственного производства.

Государственный заказ – это предусмотренный в соответствующем нормативном акте объем сельскохозяйственной продукции необходимой для удовлетворения государственных потребностей, который размещается государственным заказчиком.

Государственный контракт является договором, составленным государственным заказчиком от имени государства с исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются взаимоотношения заказчика и исполнителя – производителя сельскохозяйственной продукции.

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности сельс4кохозяйственных предприятий стоит в прямой зависимости от реализации коммерческого планирования т.е. от выполнения его бизнесс-плана. С этой целью предприятие как предприниматель определяет общие цели на 2-5-10 лет, разрабатывает пути их осуществления, а также обеспечивает постоянный контроль за исполнением указанных в бизнесс-плане показателей. В бизнесс-плане выделяются все те конкретные задания, которые ставятся перед предприятием определяется целесообразность и объемы привлечения капиталовложений (инвестиций). Эти задания должны быть конкретными с определением определенных сроков исполнения, иметь разработанную маркетинговую стратегию предприятия.

Коммерческий или бизнесс-план характеризуются такими составными:

1. короткий вывод – резюме;

2. предприятие, его продукция или отдельный продукт;

3. цели и стратегия;

4. наблюдение за рынком;

5. оценка конкурентов;

6. план маркетинга;

7. план производства;

8. организация и управление;

9. юридический план;

10. финансовый план;

11. программа инвестирования;

12. влияние на окружающую среду;

13. программа уменьшения риска;

14. страхование.

В бизнесс-плане определяются объемы производства в каждой из отраслей, прибыль, сроки возвращения инвестиций при условии их привлечения для развития хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: