ТЕМА 10. Использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления

Целью изучения данной темы являетсяопределение понятия и видов управленческого решения; рассмотрение процедуры принятия решения о целесообразности производства продукции, ее ассортимента и структуры, ценовой стратегии предприятия на основе маржинального подхода.

Управленческое решение - результат анализа, прогнозирования, оптимизации экономического обоснования и выбора альтернативы.

На предприятии менеджерами различных уровней управления, а также бухгалтерами - аналитиками разрабатываются управленческие решения, связанные с деятельностью производственных подразделений и хозяйствующего субъекта в целом. Управленческие решения с одной стороны предшествуют управленческому воздействию, а с другой стороны выступают как процесс, включающий анализ ситуации и разработку мер для целесообразного ее изменения.

Принятие оптимального решения является основной предпосылкой обеспечения конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и предприятия на рынке.

Процесс принятия решения начинается с определения цели и задач, стоящих перед предприятием.

Принятие решения – это процесс выбора курса действий на основе сравнительной оценки ряда альтернативных вариантов и выбор из них оптимального, в наибольшей степени отвечающего целям предприятия.

Для принятия управленческого решения, прежде всего, необходимо иметь информацию об издержках по всем альтернативным вариантам.

В самом общем виде можно выделить следующие требования к принятию решений:

- оно должно принести эффект;

- поставленная цель должна быть достижимой;

- должно обеспечивать достижение целей с наименьшими затратами;

- должно быть обеспечено всеми необходимыми ресурсами для его претворения в
жизнь и т.д.

Среди возможных подходов к подготовке управленческого решения наиболее распространен в зарубежной практике - маржинальный подход. Он подчеркивает важность релевантных (существенных в данных условиях) затрат, что является одним из критериев о целесообразности и разумности будущего решения.

Маржинальный подход основывается на информации о переменных затратах (удельных и совокупных), маржинальном доходе по общей сумме и по уровню, а также маржинальном доходе на одну единицу продукции (работ услуг). Постоянные затраты считаются нерелевантными для принятия управленческих решений и показываются обособленно либо исключаются.

На основе маржинального подхода осуществляется подготовка информационной базы для принятия следующих решений:

целесообразности производства того или иного вида продукции;

обоснования целесообразности производства или покупки изделий;

определения ценовой стратегии предприятия;

целесообразности дополнительного заказа;

целесообразности изменений технологии производства и т.д.

В зависимости от того, на какую перспективу разрабатываются управленческие решения – ближайшую (как правило, до года) или длительную (более года), их можно разделить, соответственно, на краткосрочные (оперативные) и долгосрочные (стратегические). Расширение временного периода прогнозирования вносит существенные коррективы в поведение затрат. В краткосрочном периоде одна часть затрат производства переменна, а другая - постоянна. В длительном периоде - все затраты являются переменными.

С учетом этого необходимо подходить к решению соответствующих краткосрочных и долгосрочных мероприятий.

Для предприятий с многономенклатурным производством или реализующих широкий ассортимент товаров (услуг) стоит задача с определением объема продукции (товаров, услуг) в разрезе отдельных их видов и установления его структуры по предприятию в целом.

При обосновании управленческого решения о целесообразности производства продукции, ее структуры и объема следует руководствоваться расчетом неполных затрат (неполной себестоимости), позволяющим определить маржинальный доход.

Маржинальный доход конкретного изделия надо понимать как его вклад в финансовый результат предприятия. И если изделие приносит положительный маржинальный доход, то его производство обеспечит определенный вклад в формирование прибыли предприятия независимо от того, является ли производство данного изделия убыточным.

Производство любых видов продукции (работ, услуг) ограничивается теми или иными факторами. Такими ограничивающими факторами могут быть производственные мощности, рабочая сила, производственные площади, наличие ресурсов и другие. Если спрос на производимую предприятием продукцию превышает ее производственные мощности, следует выделить ограничивающие факторы и рассчитать оптимальную структуру производства с целью получения максимальной прибыли.

В условиях производственной мощности, ограниченной временем работы оборудования и его фактической производительности, критерием максимизации прибыли предприятия является наибольший маржинальный доход не на 1 единицу продукции, а на 1 час лимитирующего фактора.

На практике, как правило, действует не один, а несколько лимитирующих факторов и оптимизация прибыли в этом случае достигается с помощью линейного программирования.

Задача управленческого учета состоит в том, чтобы представить менеджеру необходимую информацию для принятия правильного решения в области ценообразования. Принимая решение о цене производимого продукта или оказываемой услуги, предприятию следует использовать одновременно два подхода к ценообразованию: затратный и ценностный (рыночный).

При затратном подходе к ценообразованию цена рассчитываетсяна основе затрат на производство продукта по существующей технологии и доли прибыли на единицу продукта (с учетом желаемой рентабельности данного изделия) и лишь затем начинается продвижение товара на рынки.

При ценностном (рыночном) подходе к ценообразованию сначала исследуется цена и возможный объем продаж предполагаемого к производству продукта, а затем рассчитываются затраты и выбирается технология производства продукта. В этих условиях цена регулируется соотношением спроса и предложения на рынках сбыта продукта.

При разумном сочетании этих двух подходов можно создать оптимальную ценовую политику и возможности для выхода предприятия на желаемый уровень прибыльности.

В управленческом учете используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены» и «краткосрочный нижний предел цены».

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Этот предел соответствует полной себестоимости, включающей переменные и постоянные затраты.

Краткосрочный нижний предел цены - это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «Директ - костинг».

В некоторых ситуациях при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов может быть оправдано даже в том случае, когда установленная цена не покрывает полностью издержек по их выполнению. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.

Поскольку речь идет о дополнительном заказе, то это означает, что все условно-постоянные косвенные расходы уже учтены калькуляцией фактического выпуска продукции, а следовательно, заложены в цену производственной программы предприятия. Известно, что в рамках определенных условий постоянные расходы не меняются при колебаниях объемов производства и подписание контракта на дополнительный заказ не приведет к их росту.

Это в свою очередь означает, что принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену следует сравнивать с суммой переменных издержек (краткосрочным нижним пределом цены), а не с полной себестоимостью продукции(долгосрочным нижним пределом цены).

Управленческие решения подобного рода разрушают традиционные для отечественного калькулирования представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции (работ, услуг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: