Тема № 17. Система землеустройства.
Использование земельных ресурсов всегда осуществляется на базе сложившихся и развивающихся земельных отношений, форм территориального устройства, методов охраны и повышения продуктивности земель. В результате формируется характерная для каждого периода система использования земли в стране, отдельных республиках, краях и областях, административных районах, хозяйствах. По мере развития народного хозяйства организация территории становится все более сложной, а нерациональное использование природных ресурсов ведет ко все более тяжелым последствиям. Поэтому землеустройство призвано на научной основе решать не только текущие, неотложные, но и перспективные вопросы, соответствующим образом прорабатывая их содержание.
Для эффективной организации использования и охраны земли как общенационального достояния, для осуществления земельной реформы нужна целостная государственная система землеустройства, охватывающая весь земельный фонд сверху донизу с разработкой показателей на близкую и дальнюю перспективу. Такая система в России в основном уже создана; она способна обеспечить научную обоснованность землеустроительных решений на уровне народного хозяйства, отдельных отраслей, предприятий и организаций, индивидуальных землевладельцев и землепользователей.
Действующая система землеустройства включает прогнозирование, планирование и проектирование распределения, использования, воспроизводства и охраны земельных ресурсов; определяет технические действия по использованию и охране земель на ближайшие годы, а также стратегические цели и пути их достижения. Ее объектами выступают: страна в целом, Республики, области, края и регионы; категории, земель земельного фонда страны, виды угодий; применительно к землям сельскохозяйственного назначения — землевладения и землепользования колхозов и совхозов, крестьянских хозяйств и арендаторов.
Принимаемые решения оформляются в виде ряда проектных и предпроектных документов, тесно связанных между собой:
- генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов страны;
- генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов крупных регионов;
- схем землеустройства республик, областей и краев;
- схем землеустройства административных районов;
- проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства;
- рабочих проектов на конкретные мероприятия, связанные с использованием и охраной земель.
Землеустроительные документы представляют собой определенные стадии реализации системы землеустройства. Хотя они и разрабатываются независимо, входящие я них решения увязываются по затрагиваемым объектам, срокам осуществления, уровню детализации.
При разработке землеустроительных документов соотношение прогнозных, плановых и проектных методов обоснования может быть различным. Прогнозирование и долгосрочное планирование преобладают при составлении генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов. Схемы землеустройства основываются на широком применении методов планирования и землеустроительного проектирование. В проектах землеустройства осуществляются территориальное обоснование и дифференциация показателей развития хозяйства; естественно, на этом этапе преобладают методы проектирования.
Кроме перечисленных схем на общегосударственном и региональных уровнях разрабатываются также прогнозы и программы использования и охраны земель.
Прогнозыявляются научной основой для разработки разного рода программ и включают научный анализ, состояния земель, тенденций негативных процессов (эрозионных, опустынивания, засоления, заболачивания, снижения плодородия почвы и тому подобное), возможных решений по их предотвращению.
Государственные и региональные программы использования и охраны земельных ресурсов представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и иных мероприятий по повышению плодородия земель, освоению новых территорий, улучшению экологической ситуации, защите почв от эрозии, консервации деградированных земель и другим проблемам.
Разработка и использование приведенной выше системы землеустроительных документов создают благоприятные возможности. Для учета природного и экономического потенциала территорий, обеспечивают выбор приоритетных направлений научно-технического прогресса в использовании и охране земель, способствуют лучшей территориальной организации аграрного и индустриального производства. Значение этой системы будет неуклонно расти по мере перехода от административных к экономическим методам Регулирования природопользования.
Схемы землеустройства согласуются с программами научно-технического прогресса, в которых содержатся разделы по перспективному использованию земельных ресурсов и охране земель с учетом региональных особенностей.
Генеральная схема развития и размещения производительных сил и генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов разрабатываются параллельно, что позволяет иметь единые показатели преобразования землевладения и землепользования в предплановых и предпроектных документах. Координация решения земельных вопросов осуществляется и в других схемах рационального использования и охраны природных ресурсов (водных, лесных, биологических), а также в планах развития и размещения землеемких отраслей народного хозяйства.
Перспективы экономического и социального развития служат исходным материалом при разработке схем землеустройства областей, краев и административных районов. При этом данные о природном и экономическом потенциале и планах развития сельскохозяйственных предприятий служат информационной базой для подготовки заданий на проектирование межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.
Тесное взаимодействие систем планирования и землеустройства обеспечивает двоякую пользу. С одной стороны, оно придает территориальную конкретность планам экономического и социального развития, с другой — реальность, четкую хозяйственную и экологическую направленность землеустроительным схемам и проектам.
Организация рационального использования земельных ресурсов неотделима от их охраны. Расширенное воспроизводство постоянных факторов продуктивности сельскохозяйственных угодий (прежде всего плодородия почв) стало сейчас одной из главных задач, решаемых при землеустройстве. Наибольшее распространение получили схемы и проекты по защите земель от водной и ветровой эрозии, по рекультивации нарушенных территорий. Эти направления деградации земель достаточно полно изучены, они фиксируются в земельно-учетных документах. Соответствующие комплексы мероприятий, уже отработанные на практике, включаются в землеустроительные проекты.
В последние годы в связи с интенсификацией использования земли возрастает негативное антропогенное воздействие на продуктивность и плодородие почв. Активизируются процессы загрязнения, засоления, иссушения, подтопления. В системе землеустройства начата разработка схем и проектов по предотвращению этих процессов, а также селей, оползней и т. п.
Землеустроительные мероприятия на каждой стадии их реализации нуждаются в надежном и детальном природно-хозяйственном обосновании. Такое обоснование базируется на земельно-кадастровых материалах и региональных системах ведения отраслей АПК (в особенности на зональных системах почвозащитного земледелия). Вместе с тем только при землеустройстве можно создать научно обоснованную структуру организации территории, позволяющую внедрять прогрессивные экономические, технологические и технические новшества.
Поскольку основополагающими элементами любого (а тем более сельскохозяйственного) производства являются трудовые и земельные ресурсы, при землеустройстве учитываются перспективные схемы расселения. Рационализация использования земли с позиций экологической надежности и экономической эффективности особенно важна для регионов с быстрорастущим или, напротив, недостаточным населением.
Система землеустройства занимает ведущее место в управлении земельными ресурсами. При ее формировании учитываются требования как целостности, так и дифференциации задач использования и охраны земель на различных этапах проектирования, взаимоувязки и соподчиненности принимаемых решений, последовательного перехода от прогнозных к проектным методам работы, непрерывности углубления детализации при проектировании.
Ее главными задачами являются:
- обоснование социально-экономических целей землевладения и землепользования, выбор направлений их реформирования, дальнейшего развития земельных отношений;
- комплексная реализация достижений научно-технического прогресса в области использования и охраны земли в различных сферах хозяйственной и общественной деятельности;
- тесная увязка стратегии и тактики землепользования с планированием, системами расселения, региональными системами ведения сельского хозяйства, рационального природопользования;
- соблюдение правового режима владения и пользования землей;
- обеспечение при использовании земли неуклонного повышения ее продуктивности и плодородия, роста производительности труда, эффективности производственных затрат;
- создание необходимых стимулов для собственников земли, ее владельцев и пользователей в рациональном использовании и охране земель;
- наращивание объемов земельно-охранных мероприятий, приведение их в соответствие - с уровнем интенсивности использования земли и ростом антропогенного воздействия на землю.