Сущность конкуренции и ее основные виды
Рыночная структура – это условия, в которых происходит конкуренция между фирмами. Рыночная структура зависит от таких параметров, как количество и размеры фирм, характер продукции, барьеры входа на рынок и выхода с рынка, доступность информации, государственное регулирование и другие.
Рынок совершенной конкуренции – это такой, на котором продавцы и покупатели не могут влиять на цену продукта, они приспосабливаются к равновесному состоянию рыночной среды. Рынок несовершенной конкуренции – это такой, на котором либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность влиять на рыночную цену. Основными моделями несовершенного рынка являются рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.
Чтобы существовал рынок совершенной конкуренции, должны выполняться следующие условия:
- большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых производит или покупает малую долю общего рыночного объема;
- продукт однородный, иначе, стандартизированный, гомогенный. У потребителей нет объективных предпочтений, им безразлично, у какого продавца покупать;
- продавцы действуют независимо друг от друга, между ними невозможно соглашение о цене или совокупном объеме продаж. И поскольку доля каждой фирмы в общем объеме выпуска невелика, то снижение цены одним продавцом не повлияет на спрос на продукцию других продавцов.;
- свободный доступ к информации, продавцы и покупатели могут без промедления реагировать на все изменения на рынке;
- свободный вход на рынок и выход с рынка, то есть не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, и нет трудностей прекращения деятельности на рынке. Таким образом, необходимыми условиями рынка совершенной конкуренции являются: малость и множественность; однородность продукции; совершенная информированность (прозрачность рынка); свобода входа и выхода.
2. Основные типы рыночных структур
Характерная черта | Модели рынка | |||
Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
1.Сфера распространения | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды | Производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов | Местные предприятия общественного пользования |
2.Число фирм | очень большое | Много | Несколько | Одна |
3.Контроль над ценой | отсутствует | В довольно узких рамках | Ограниченный; значительный при тайном сговоре | Значительный |
4.Условия вступления в отрасль | Очень легкие, препятствия отсутствуют | Сравнительно легкие | Существенные препятствия; необходимость владения патентами и стратегическим сырьем | Блокировано |
5.Тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный: похожий, но не идентичный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, нет близких заменителей |
6.Неценовая конкуренция | отсутствует | Значительный упор на рекламу, торговые знаки, марки | Очень типична, особенно при дифференциации продукта | Главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями |