Сущность, функции и условия возникновения рынка

Лекция 2. Рынок. Спрос и предложение.

1. Сущность, функции и условия возникновения рынка.

2. Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса.

3. Предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.

4. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.

Рынок это конкурентная форма связи между хозяйствующими субъектами.

Внешне, на поверхности рынок выражает связь между продавца­ми, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, принимая во внимание воспроизводственный аспект, ры­нок выступает как форма конкурентной связи между производством и потреблением.

С таким определением рынка тесно связано еще одно его понима­ние; рынок — это общественная форма организации и функционирова­ния экономики, при которой обеспечивается взаимодействие произ­водства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

В экономической системе в целом взаимодействуют три само­стоятельные хозяйственные подсистемы: государство, натуральное хозяйство (когда вся произведенная продукция потребляется внут­ри хозяйства, например личное подсобное хозяйство) и рынок.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продав­цов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на ос­нове свободного взаимного соглашения, эквивалентности и конкурен­тности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальная основа рыночных отношений — движение товара и де­нег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и в своем развитии превращается в самостоятельную подсис­тему, то это не может не вызвать специфику в формах его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономиче­ской системе, различная организация рынка, различные формы, мето­ды и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

Сущность рынка — в главных его экономических функциях, выра­жающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: