Необходимость государственного вмешательства в экономику. Способы, методы и инструменты государственного регулирования

Лекция 7. Роль государства в рыночной экономике.

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Способы, методы и инструменты государственного регулирования.

2. Основные функции современного государства.

3. Распределение доходов. Неравенство.

Государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в вы­полнении определенных функций (в том числе и экономических), обес­печивающих ее выживание и развитие.

Сегодня государство представляет собою стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организует формы общественной жизни образуя основу институциональной иерархии. Государство породила новую форму общественной обусловленности поведения человека, от­делив общий интерес от частного.

Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории: неоклассическим и кейнсианским. Главным идеологом активного вмешательства государства в экономику стал известнейший английский экономист Дж.М. Кейнс. Кейнсианская политика ставила своей целью также контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривала стимулирование совокупного эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих.

Доктрина Кейнса нашла наиболее полное воплощение в США я политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты.

Говоря о кейнсианстве, надо подчеркнуть, что оно означает не только защиту госсектора и государственного вмешательства вообще, но представляет собой особую концепцию регулирования экономики. Прежде всего, это концепция косвенного макроэкономического peгулирования. Ее целевые приоритеты — занятость и стабильность эконо­мического роста, а инструменты — государственный бюджет и денеж­но-кредитная политика. Кейнс и его последователи исходят из прин­ципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, и именно поэтому требуется вмешательство государства. Ken испанскую теорию можно тикать кризисной, так как она рассматри­вает экономику в состоянии депрессии.

Противники же кейнсианской школы — сторонники неоклассической теории — исходят из постулата о тенденции капиталистической экономики к равновесию, устойчивости и стабильности. Они утверж­дают, что рынок и конкуренция, гибкость цен — лучшие механизмы установления экономического равновесия. На рубеже 70 — 80-х годов кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись кри­тике со стороны неоконсервативного направления и, в первую очередь, со стороны монетаристов. Они подчеркивали инфляционный xaрактер кейнсианских рецептов дефицитного финансирования. Дейст­вительно, в это время разгул инфляции становится первостепенной проблемой западной экономики. Неоконсерваторы обвиняли в этом) кейнсиапскую политику. «Восстание» против Кейнса возглавил американский экономист, Нобелевский лауреат Милтон Фридмен. Он разделяет концепцию «экономического человека» А. Смита и подвер­гает критике идею государственного регулирования. Альтернативу он видит в свободе конкуренции и предпринимательства. Особенно резко М. Фридмен выступает против вмешательства государства в денежное! обращение. Идеи Фридмена получили выражение в «рейганомике».

Сторонники неолиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Де­нежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосроч­ным темпом роста национального дохода. Выступая против роста рас­ходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать госу­дарство, — это сократить собственные доходы и расходы и снизить |налоги.

Но неокейнсианцы по прежнему исходят из того, что в капитали­стической экономике существуют устойчивые причины, вызывающие отклонения от стабильного роста и оптимального использования ре­сурсов, и для их корректировки необходимо государство. Но, учитывая новые условия и критику своих противников, они вносят новые аспек­ты по сравнению с Кейнсом.

Таким образом, кризис кейнсианства оживил неоклассическое на­правление, но и привел одновременно к дальнейшему развитию само­го кейнсианства. Различие между ними — в разных ответах на вопрос: кто способен быстрее, эффективнее и дешевле приспособить эконо­мику к неравновесным ситуациям — рынок или государство.

Итак, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пре­делах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государ­ство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерения­ми, преступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма.

Способы, методы и инструменты государственного регулирования представлены на рис.

Особое место занимает экономическое программирование, илииндикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономическом развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после Второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии, Великоб­ритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, противоречие между установкой на пол­ную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей системой регуляторов.

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе Я середине 80-х годов — 1—2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии — 26%, Франции — 20, Швеции — 14, Италии— 12%). ВСША 10—12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные пе­редаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняет­ся размахом деятельности и силой крупных фирм.

Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).

В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей со­вокупностью форм участия государства в производстве, распределе­нии, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене — практически равным нулю.

Государственный сектор в более традиционном для нас понимании — это прежде всего совокупность государственных предприятий»

В последние 30—40 лет возникло новое явление — формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций. Час­то государство не является собственником, но осуществляет жестки! контроль. Этот сектор получил название «третий», т.е. не частный и не государственный.

Итак, в заключение следует еще раз подчеркнуть, что государст­венное регулирование осуществляется по принципу: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование — везде, где необходимо!»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: