Воздействие государства на экономику. Методы регулирования экономики

Устойчивое развитие рыночной экономики предполагает, что государство реализует свою экономическую роль посредством ряда функций:

Ø защиты конкуренции;

Ø создания правовых условий экономической деятельности;

Ø корректирующих функций;

Ø функции, регулирующей распределение доходов в рыночной экономике;

Ø стабилизационных функций.

Путем выполнения первых двух функций государство поддерживает и обеспечивает функционирование рыночной системы. Посредством остальных – усиливает и модифицирует действия рыночной экономики.

Рассмотрим названные функции:

1. Защита конкуренции.

Конкуренция является основным регулирующим механизмом рыночной экономики, той силой, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены.

Задача государства – защитить этот механизм от монополии, поддержать ситуацию, при которой число продавцов велико, и каждый продавец не способен оказать влияние на общий объем предложения, а следовательно, и на цену продаваемого продукта. Когда на рынке появляется монополия, продавцы начинают манипулировать ценами в свою пользу и в ущерб обществу. Они искусственно ограничивают объем продукции и тем самым продают его по более высокой цене.

Государство с целью контроля над такой ситуацией может действовать различными путями, например, оно проводит в жизнь антимонопольное законодательство, защищающее и усиливающее конкуренцию. Кроме того, оно может образовывать государственные комиссии для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги для так называемых «естественных монополий», таких отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков (транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и т.д.); а также государственную собственность на предприятия электроснабжения, газоснабжения и др.

Иногда государство не борется с монополиями, а искусственно их создает. Например, государство юридически оформляет, а затем и защищает право собственности изобретателя на его изобретение. Никто без разрешения изобретателя и без устанавливаемого им вознаграждения не имеет права воспользоваться его изобретением. Безусловно, монополия изобретателя сдерживает широкое использование данного изобретения на практике, но, с другой стороны, это создает мощные материальные стимулы к новым и более эффективным изобретениям.

2. Создание правовых условий экономической деятельности.

В рамках этой функции государство определяет формы и право собственности, условия заключения контрактов и хозяйственных договоров, организационно-правовые рамки функционирования предприятий, правила деятельности финансово-кредитных учреждений и др. Кроме того, важным направлением является социальное регулирование: законодательное регулирование минимума заработной платы, условий труда на предприятиях, вопросов социального страхования и социального обеспечения (гарантированный минимум, социальная помощь малоимущим), отношений в рамках коллективных договоров и т.д.

3. Корректирующая функция.

В рамках этой функции государство выполняет две основных задачи: а) корректировку результатов рыночных процессов; б) обеспечение производства «общественных товаров и услуг».

Что касается первой задачи, то вмешательство государства представляется целесообразным в случае существования так называемых «внешних эффектов», сопровождающих производство или потребление отдельных видов товаров и услуг. Внешние эффекты не выражаются в денежной форме, и рынок сам по себе не реагирует на них. Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических факторов, но и от социальных, политических и других последствий индивидуальных рыночных действий. Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом: 1) по источникам возникновения – на производственные и потребительские; 2) по объектам воздействия – производство и потребление; 3) по знаку – положительный и отрицательный. Примером отрицательного воздействия производственного внешнего эффекта на производство может служить загрязнение окружающей среды. Оно снижает качество жизни так, будто люди лишились части заработной платы или столкнулись с неожиданным подорожанием товаров и услуг. И если рынок дает возможность больше заработать, изменить структуру спроса, то с внешними эффектами справиться без участия государства невозможно.

Примером положительного влияния внешнего эффекта на потребление может служить положительное влияние военного производства на индивидуальное благосостояние потребителей. Потребитель, уплачивая налог, покупает общественный товар - национальную оборону, и тем самым удовлетворяет свою потребность в безопасности от внешних врагов. Военные корпорации – производители этой государственной услуги – способствуют развитию НТП, результаты которого бесплатно используются всеми членами общества, потому что потребитель покупал по цене, равному налогу, только национальную оборону, а не социальные последствия милитаризации. И следовательно, потребитель остается в долгу у военно-промышленного комплекса и для компенсации этого внешнего эффекта государство может предоставлять военным корпорациям субсидии, увеличивать цену на военную продукцию, увеличивать подоходные налоги.

Таким образом, государство, выполняя данную функцию, прежде всего, выявляет внешние эффекты, измеряет их в денежной форме и принимает решение, компенсирующее несовершенство рыночной экономики. Регулирование внешних эффектов осуществляется с помощью введения дополнительных налогов или предоставления субсидий из государственного бюджета, что позволяет перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов. Иногда государство может прибегать и к прямому администрированию, которое может выражаться в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

Что касается второй задачи, то в этом случае государство берет на себя функцию «дополнения» рыночной системы в тех сферах, где рынок не желает выделять ресурсы на производство товаров и услуг, например, на производство общественных благ и услуг. Общественные блага и услуги рынок не желает производить, так как его цель – производство товаров индивидуального потребления. Товары индивидуального потребления или частные блага – это такие товары, спрос на которые выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком.

Общественные блага и услуги – это такие товары и услуги, которые приносят существенную выгоду всем членам общества, на которые рынок не станет выделять ресурсы (например, национальная оборона, регулирование паводков, строительство маяков, борьба с насекомыми и т.д.).

Чтобы общество могло пользоваться этими товарами и услугами, государство должно обеспечить их производство, а финансировать это производство государство будет с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов. Налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, но за счет налогов государство финансирует производство общественных благ и услуг. Причем государство не обязательно должно брать на себя непосредственное производство общественных благ и услуг. Оно может ограничиться тем, что будет стимулировать с помощью налогов или субсидий производство этих товаров в частном секторе или посредством прямого контроля, норм и предписаний гарантировать определенный стандарт соответствующих товаров и услуг.

4. Функция, регулирующая распределение дохода в рыночной экономике.

В данном случае целью государственного вмешательства является сокращение различий в размерах доходов и имущества между отдельными субъектами рыночной экономики.

Следует различать два вида распределения дохода: 1) функциональное и 2) персональное. В первом случае речь идет о первичном распределении национального дохода между собственниками факторов производства, соответственно на заработную плату, прибыль, ренту. Это распределение происходит до вмешательства государства и является результатом действия рыночного механизма.

Когда же речь идет о влиянии государства на распределение доходов, то это относится к персональному распределению. Причем вопрос касается величины доходов отдельных лиц или группы лиц независимо от того, из каких источников они поступали. Такое распределение осуществляется посредством налоговой политики, с одной стороны, и бюджетных расходов – с другой, которые включают наряду с предоставлением различных государственных услуг также непосредственные социальные выплаты населению – пособия по социальному обеспечению и компенсации по безработице.

5. Стабилизационная функция.

В этой функции инструменты финансово-бюджетной политики активно используются в целях обеспечения государством: конъюнктурной стабильности, высокого уровня занятости, противодействия инфляционным процессам. Эта политика называется фискальной и сводится к трем основным принципам:

1. Если существует неполная занятость вследствие недостаточно высокого совокупного спроса, то последний должен быть повышен путем соответствующего изменения бюджетных расходов и доходов (экспансивная бюджетная политика).

2. Если наблюдается повышение уровня цен (инфляция), то государственные доходы должны быть применены таким образом, чтобы результатом явилось снижение совокупного спроса (контрактивная бюджетная политика).

3. Если наблюдается полная занятость при стабильном уровне цен, то государственные финансы должны использоваться таким образом, чтобы совокупный спрос оставался неизменным (нейтральная бюджетная политика).

Стабилизационная функция обеспечивается через ряд стабилизационных инструментов. Так, антициклическое воздействие государства осуществляется через встроенные стабилизаторы (автоматические механизмы прогрессивного налогообложения, доходы и расходы фонда социального страхования по безработице и т.д.); автоматические контрмеры в условиях достижения теми или иными показателями экономики предельного уровня (манипулирование налоговыми ставками, резервными фондами банков и т.д.); управление программами компенсирования, применяемыми правительством по собственному усмотрению с учетом конкретной ситуации.

Методы регулирования экономики можно подразделить на прямые и косвенные, хотя границы между ними условны, и поэтому некоторые методы регулирования являются методами регулирования смешанного типа, т.е. выполняют функции как прямых, так и косвенных рычагов.

Структура используемых методов зависит от форм собственности и объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении предприятиями государственной, муниципальной форм собственности. К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Такие методы были популярны в условиях плановой экономики. В условиях рыночной экономики действие прямых методов государственного регулирования резко сокращается. Но они не исчезают. Их широкое применение в некоторых странах обусловлено высокой долей государственного сектора экономики. По своей сути прямые методы непосредственно влияют на экономический результат.

Прямые методы включают:

Ø Финансовую поддержку (дотации) государства отдельным предприятиям, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны.

Ø Развитие государственного предпринимательства. Осуществляется, как правило, в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог, или там, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Например, в оборонной промышленности.

Ø Проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экологических и других государственных программ.

Ø Финансирование социальной сферы: народного образования, бирж труда, подготовки и перепрофилирования высвобождаемых трудовых ресурсов и т.д.

Ø Введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Стандарты в основном социального характера: экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

Ø Меры по предупреждению монопольного сговора товаропроизводителей или потребителей с целью ограничения доступа на рынок конкурентов, установления монопольной цены.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.

Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направление развития рынка путем государственного заказа (государственного задания на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах, либо на уникальную, особо дефицитную продукцию).

К косвенным методам относятся те методы регулирования, посредством которых осуществляется воздействие на экономический результат не прямо, а через изменение условий.

- Бюджетно-налоговое регулирование. Государственные бюджеты в современной рыночной экономике выполняют не столько фискальную функцию (обязательную аккумуляцию части доходов товаропроизводителей и населения), сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Налоги также становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Налоговое регулирование включает: увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменения налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот и скидок, отсрочку платежа, налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов.

- Кредитно-денежное регулирование. Функции регулятора обеспечивает Центральный банк страны, выполняющий также функции финансовой резервной системы. В последнее время ЦБ осуществляет активное антиинфляционное регулирование в экономике.

Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики – защиту накоплений предприятий и населения. Она обеспечивается на основе законов, доведением со стороны Центрального Банка системы обязательных нормативов, регулирующих деятельность всех коммерческих банков и других кредитных институтов. В число таких нормативов входят: норматив резервных обязательств перед Центральным Банком, а также устанавливаемое соотношение между собственными фондами коммерческого банка, его пассивами и активами и предельный размер ссуды одному заемщику; нормативы ликвидности; предельные процентные ставки и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: