В отличие от теории захвата регулятора, в настоящее время пока нельзя говорить о существовании полноценной, охватывающей процессы регулирования в целом, неоинституциональной теории государственного регулирования, — налицо только отдельные положения, предложения и интерпретации эмпирически фиксируемых феноменов регулирования, которые еще не сложились в целостную теорию. Вместе с тем, потенциал этих частичных теоретических моделей представляется весьма значительным, что и дает основания для специального рассмотрения этого подхода.
Не останавливаясь детально на описании положений самой новой институциональной экономической теории (НИЭТ), охарактеризуем вкратце логику ее подхода к анализу рынков. Этот подход выступает одновременно и как обоснование трактовки этой теорией феномена регуляций, включая антимонопольное законодательство.
Центральным пунктом здесь является утверждение, известное как теорема Коуза, согласно которому только в воображаемом мире, лишенном издержек заключения сделок (договоренностей об обмене) и принуждения их к исполнению, могут быть в полной мере реализованы все выгоды от торговли, и достигаемая эффективность не зависит от начального распределения ресурсов между агентами рынка. В реальном же мире, где заключение сделок и обеспечение их выполнения сопряжено с издержками, потенциальные выгоды обменов не реализуются полностью, поскольку не все необходимые для этого сделки могут быть заключены и не все заключенные сделки могут быть выполнены.
|
|
Причиной незаключения некоторых возможных сделок служат значительные издержки поиска партнера и отсутствие уверенности в том, что изначальные договоренности будут исполнены, а причиной невыполнения уже заключенных сделок — оппортунистическое (стратегическое) поведение сторон, нацеленное на получение большей выгоды за счет партнера.
В силу этих причин, в реальном мире выгоды рыночного обмена (неполные, если сравнивать с несуществующим миром идеальных обменов) реализуются посредством:
1) заключения между партнерами контрактов как юридически
обязывающих документов и
2) возникновения системы судебного принуждения сторон к исполнению заключенных контрактов в случае их одностороннего
нарушения.
Связка «контракт—суд» была бы эффективным средством решения проблемы реализации потенциальных выгод рынка, если бы стороны могли заключать полные, всеобъемлющие контракты, описывающие их согласованные действия во всех возможных будущих ситуациях, а суды могли бы проверять исполнение всех контрактных условий. И тому, и другому мешают опять-таки значительные издержки, так что в реальности контракты не полны, а суды не являются «информационными суперменами», способными без ощутимых издержек восполнить неполноту реальных контрактов.
|
|
Это обстоятельство имеет одним из своих следствий возникновение феномена вымогательства (hold-up). Он заключается в том, что сторона контракта, осуществившая для его заключения специфические инвестиции (инвестиции, которые могут быть производительно использованы только для выполнения данного контракта, или непереключаемые инвестиции), сталкивается с угрозой их потери, если партнер откажется от сделки. Тем самым, такой партнер может диктовать инвестору свои условия договора, снижая цену вплоть до уровня, лишающего инвестора прибыли. Поскольку сделанные инвестиции не всегда могут быть верифицированы судом (например, если это инвестиции в человеческий капитал) и поскольку потенциальный инвестор может предвидеть подобные акты вымогательства, соответствующая сделка может быть просто не заключена, несмотря на ее очевидную потенциальную выгодность.
Практическим решением проблемы вымогательства часто служит вертикальная интеграция, т.е. объединение ранее независимых агентов в единую организацию, внутри которой добровольно заключаемые контракты заменяются прямым внутриорганизационным управлением.
Аналогичную роль могут выполнять также и долгосрочные отношенческие контракты. С помощью последних стороны решают проблему вымогательства (особенно острую при заключении разового, единичного контракта) переходом, во-первых, к длительным отношениям, в течение которых сделанные инвестиции успевают окупиться, а во-вторых, переходом от механизма судебного управления исполнением контрактов к механизму внутреннего управления их исполнением, при котором трудности верификации нарушений устраняются.
Однако проблемы, возникающие в связи с контрактацией, не исчерпываются, разумеется, проблемой вымогательства. Поэтому в тех случаях, когда общее контрактное законодательство и суды общей юрисдикции оказываются не в состоянии обеспечить достижение специфических целей отдельных типов контрактов[5], полезным может оказаться введение альтернативных механизмов управления такими контрактами путем установления специального права и специальных организаций для разрешения конфликтов. Такое специализированное право, вступающее в действие не только после обращения к суду одной из сторон, но и до возникновения конфликта, и специализированные организации, обладающие большими знаниями о предмете конфликта, чем суды общей юрисдикции, и представляют собой регуляции и регулирующие ведомства соответственно.
Исходя из сформулированного подхода, общее антимонопольное законодательство и отраслевые регуляции можно трактовать как имплицитные долгосрочные контрактные отношения между фирмами и потребителями. Соответственно, регулирующие ведомства трактуются как агенты всех или некоторых сторон таких контрактов, ответственные за администрирование отдельных контрактов внутри общих отношений этих сторон, т.е. их проектирование, интерпретацию, пересмотр, уточнение, а также принуждение к исполнению в случае одностороннего разрыва.
Разграничение антимонопольного законодательства, с одной стороны, и других регуляций, с другой, не всегда ясное и не всегда проводимое в рамках других теоретических подходов, с точки зрения НИЭТ получает следующее, достаточно прозрачное, понимание.
Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность правил и механизмов принуждения их к исполнению, направленную на защиту и поддержание конкуренции на всех рынках. При этом сама природа конкуренции, неразрывно связанная со свободой контрактации, требует, чтобы антимонопольные правила не были бы слишком детализированными и «активными», вступая в действие лишь тогда, когда добросовестная (производительная) конкуренция подрывается вследствие сговоров, злоупотребления доминирующим положением и т.п., т.е. только при обращении «ущемленной» стороны за помощью к антимонопольным органам.
|
|
Напротив, регуляции означают активное вмешательство государства в функционирование соответствующего рынка «на постоянной основе»: даже тогда, когда регулируемая фирма выполняет все требования установленных правил, она может стать объектом вмешательства регулирующего ведомства.
Предложенное рассмотрение регуляций как специальных механизмов управления отдельными типами нестандартных контрактных отношений, которые (т.е. механизмы управления) сами имеют контрактную природу (предметом сделки в них, очевидно, оказываются формы и виды взаимодействий между фирмами и потребителями), автоматически означает, что от регуляций в принципе не следует ожидать «абсолютного» решения проблемы повышения эффективности. Ведь и законодатель, устанавливающий регуляцию, и регулирующее ведомство в равной степени сталкиваются с проблемами ограниченности и неполноты информации, дороговизны мониторинга и т.п., — всем тем, что не позволяет реализовать все потенциальные выгоды от обмена в реальном, а не идеальном мире теоремы Коуза.
Соответственно, лишается единственного и заранее заданного ответа вопрос о «конечной цели» регулирования, — служит ли оно общественным или частным интересам? Такой вопрос полностью корректен лишь по отношению к каждому конкретному регулирующему правилу или даже конкретному решению по тому или иному конфликтному поводу, принятому регулирующим ведомством, поскольку любые правила всегда выполняются не полностью, непоследовательно и с ошибками (по причине того, что информация неполна и дорогостояща). При этом для соответствующей оценки регуляции становится важным не только ее тип (какие именно отношения или действия регулируются), но и конкретные количественные параметры вводимого правила.
|
|
Для иллюстрации этого положения рассмотрим подробнее такой феномен, как административные барьеры.
Будучи большой по размерам, многоуровневой и сложной по своему устройству организацией, государство постоянно сталкивается с проблемой управления поведением исполнителей — государственных служащих, призванных исполнять задания вышестоящих руководителей. В силу существования значительных издержек контроля поведения исполнителей, вышестоящие руководители в состоянии лишь частично наблюдать процесс и результаты деятельности исполнителей, что дает последним возможность в пределах их компетенции использовать выделенные им ресурсы в своих собственных целях, т.е. вести себя оппортунистически.
Одной из форм оппортунистического поведения государственных служащих является введение чрезмерного регулирования, которое может существовать в двух формах:
1) излишних регуляций, которые ограничивают возможности хозяйствующих субъектов по наиболее эффективному использованию ресурсов, и
2) регуляций с завышенными издержками, которые сами по себе,
как некоторый тип правила, могут быть вполне полезными для
экономических агентов, однако приданные им параметры та
ковы, что возлагают на агентов неоправданно высокие издержки, сводящие на нет их принципиальные (или потенциальные) выгоды.
Примером может служить такая регуляция, как обязательная государственная регистрация сделок с недвижимостью. В принципе такая регистрация полезна гражданам, поскольку снижает их возможные будущие издержки, связанные с разрешением конфликтов относительно прав собственности. Однако, если государство устанавливает чрезмерно высокую плату за регистрацию, полезность может стать отрицательной, т.е. фактические издержки регистрации превзойдут ожидаемые выгоды от успешного разрешения конфликта (т.е. выгоды с учетом вероятности возникновения конфликта и вероятности его успешного разрешения). Именно такие регуляции чаще всего и квалифицируются как административные барьеры (АБ). Введем более строго определение этого понятия.
Отправляясь от общей характеристики АБ как формального правила, препятствующего созданию стоимости, и его характеристики как правила, для которого частные издержки предпринимателей, необходимые для его исполнения, превышают получаемые частные выгоды, можно построить следующую типологию правил, учитывающую также и соотношения порождаемых правилом социальных издержек и выгод:
Таблица 3.2.1
Варианты соотношения частных и социальных издержек и выгод, возникающих в связи с существованием формального правила
чи>чв | чи < чв | |
си>св | 1.1 | 1.2 |
си < св | 2.1 | 2.2 |
Здесь ЧИ — частные издержки, ЧВ — частные выгоды, СИ - социальные издержки, СВ — социальные выгоды.
Рассмотрим содержание получившихся типов правил.
1.1. Правило, для которого не только ЧИ превышают соответствующие выгоды, но и СИ оказываются выше, чем социальные выгоды, можно охарактеризовать как «классический», или качественный административный барьер (в противоположность количественному АБ, определение которого будет введено ниже). Очевидно, оно оказывает сугубо негативное воздействие на процесс формирования стоимости в национальной экономике, а порождаемые им издержки имеют явно непроизводительный характер с общественной точки зрения.
Вместе с тем, функционирование такого правила может, конечно, быть вполне прибыльным для оператора данного барьера, т.е. регулирующего ведомства и частной фирмы (или государственного предприятия), оказывающей услуги по преодолению барьера за плату, меньшую, чем издержки экономического агента, пытающегося выполнить требования правила самостоятельно. Разумеется, здесь возможна и иная ситуация — наличие рассматриваемого правила порождает частные издержки предпринимателя, не трансформирующиеся в частные доходы оператора АБ, или, точнее говоря, в его легальные частные доходы.
Примером качественного АБ может служить существовавший в России запрет (точнее, отсутствие явного разрешения) на продажу земель сельскохозяйственного назначения (при существовании процедур их дискреционного выделения за формально установленную плату, не отражающую стоимость земли).
Действительно:
1) ЧИ предпринимателей в условиях действия данного правила,
если относить к ним недополученную выгоду от расширения
производства, явно превышают частную выгоду следования
этому правилу;
2) СИ, выражающиеся в несозданной стоимости и непроизведенном ВВП, также, очевидно, превышают СВ, имеющую чисто
идеологический характер и материализующуюся в удовлетворении политических предпочтений некоторой части акторов
политического рынка;
3) ЧВ фактических операторов данного барьера — руководителей
муниципального уровня, реально осуществляющих теневую
продажу земель, — при этом оказываются, вероятно, весьма
значительными, хотя и имеют нелегальный характер.
Здесь важно подчеркнуть, что сам факт возникновения и существования теневого рынка земли выступает надежным индикатором административно-барьерной природы рассматриваемого правила. Данный теневой рынок представляет собой не что иное, как рынок прав на фактическое нарушение существующего запрета.
Тем самым, обобщая, можно отметить, что хозяйственная деятельность предпринимателей в условиях функционирования качественного АБ может осуществляться двояко:
а) с исполнением правила АБ (и соответствующими издержками
в форме недополученной выгоды) и
б) с нарушением правила АБ и соответствующими чрезмерными
ЧИ в виде прямых выплат монитору данного правила.
При этом последний не обязательно является участником той политико-экономической группы, которая обусловила введение подобного правила. В рассматриваемом случае с запретом земельного оборота трудно представить реальность существования группы, включающей в себя не только политиков федерального уровня, но также и многочисленных руководителей муниципального уровня и руководителей бывших колхозов и совхозов, и притом организовавшей внутри себя систематическое перераспределение получаемых нелегальных выплат. В этой связи реальные получатели прямых экономических выгод от существования данного барьера должны рассматриваться не как активные члены некоторой неформальной группы, а как индивиды, использующие данное правило в личных целях, т.е. своеобразные его «спонтанные приватизаторы».
1.2. Правило, исполнение которого сопряжено с издержками предпринимателей, меньшими, чем получаемые ими частные выгоды, хотя возникающие при этом социальные издержки перекрывают социальные выгоды, можно условно охарактеризовать как внешний АБ. По сути, это такое правило, которое выгодно выполнять тем, кто ему следует, несмотря на то, что экономика в целом несет при этом явные потери.
Типичным примером такого АБ могут служить правила, ограждающие рынок от входа на него новых участников, или претендентов (если, разумеется, «старые» участники, или инкумбенты, не образуют естественную монополию): это правила лицензирования, вводимые при активном участии (лоббировании) инкумбентов, охранительные таможенные импортные пошлины, вводимые «для защиты отечественного товаропроизводителя», и т.п.
Идентификация внешних АБ предполагает, как это следует из характеристики их общего содержания, оценку влияния анализируемого правила на изменение уровня конкурентности того или иного рынка. Как представляется, отправной точкой при таком анализе должен выступать уровень конкурентности на рынке до введения правила. Тем самым, следует предположить, что речь идет, прежде всего, о развивающихся рынках, где только начинает формироваться состав стороны предложения, либо об «открывающихся» рынках, на которые предполагается активное вхождение группы новых игроков. Если содержание правила таково, что оно ограничивает вход претендентов (новичков), предъявляя к ним трудноосуществимые требования, и одновременно следование правилу не представляет большого труда для уже действующих участников рынка, можно утверждать, что данное правило определяет внешний административный барьер. Определенную тонкость в очерченной процедуре представляет собой сопоставление издержек исполнения правила для инкумбентов и претендентов. В принципе выполнение какого-либо нового правила хозяйствования не должно сопровождаться существенно различными издержками для разных фирм. Различия возникают, если только предполагаемые правилом платежи оказываются прямо или косвенно зависящими от продолжительности пребывания фирмы на рынке или если в такой зависимости находятся те или иные из требований, предъявляемых к фирмам, не имеющим характера непосредственных платежей.
В качестве примера правила, предполагающего подобную зависимость, укажем на правила государственной аттестации негосударственных учебных заведений.
Прохождение этой процедуры необходимо последним для того, чтобы получить право выдавать аттестаты и дипломы государственного образца. Согласно упомянутым правилам, для получения аттестации негосударственный вуз должен предварительно осуществить хотя бы один выпуск учащихся. Тем самым, этот первый выпуск автоматически оказывается обладателем негосударственных аттестатов и дипломов, что вполне может понизить их конкурентоспособность на рынке труда. Тем самым, инкумбенты — государственные учебные заведения — получают, согласно данным правилам, конкурентное преимущество перед претендентами.
2.1. Правило, частные издержки исполнения которого больше, чем частные выгоды, но социальные выгоды следования которому превышают социальные издержки, можно назвать количественным АБ. Общая характеристика количественных АБ заключается в том, что данное правило, по сути своей содействующее (или не препятствующее) созданию стоимости в национальной экономике, должно реализоваться по такой процедуре, которая принуждает предпринимателей нести неоправданно высокие издержки как непосредственно денежного, так и не денежного характера (прежде всего, чрезмерные затраты времени). Эти излишние, непроизводительные издержки оказываются прямым следствием либо произвольно высоких выплат, либо заложенного в процедуру дефицита мощностей по предоставлению услуг клиентам, обратившимся в то или иное государственное учреждение. Количественные АБ являются, вероятно, наиболее характерными для современной российской экономики.
Прямые выплаты за совершение требуемых действий (оказание услуг), предполагаемые такими правилами — количественными административными барьерами, — обычно никак не связаны с фактическими издержками на осуществление соответствующих действий, в несколько раз превышая их.
Что же касается искусственно создаваемых дефицитов мощностей по оказанию услуг, то, столкнувшись с упомянутыми дефицитами, клиент охотно обращается за содействием (ускорением прохождения процедур) к частным организациям, предоставляющим соответствующие «ускоряющие» услуги за плату, обычно несколько меньшую, чем оценка клиентом потраченного времени и усилий.
Как следует из приведенных характеристик количественных АБ, наиболее явственный их признак — неадекватность предполагаемых выплат за принудительно предоставляемые услуги издержкам производства (оказания) последних, а также избыточность самого набора требуемых услуг (действий) по отношению к официально декларируемому смыслу выполнения правила.
2.2. Если и частные, и социальные издержки следования правилу оказываются меньше, чем соответствующие выгоды, — налицо не разновидность административного барьера, а правило хозяйствования, способствующее созданию стоимости, в силу чего данный тип выпадает за рамки нашего анализа.
Формирование административных барьеров представляет собой обычно совместные действия государственных служащих и предпринимателей, причем каждая из этих групп выполняет свои функции в едином процессе создания и эксплуатации барьера. Служащие, как часть «оператора административного барьера», определяют такие правила выполнения предписываемых государством действий со стороны граждан или хозяйственных организаций либо искусственно создают такие условия выполнения этих действий, которые сопряжены со значительными потерями времени и/или расходованием средств со стороны граждан или хозяйственных организаций. Предприниматели, как часть «оператора административного барьера», предлагают субъектам, вынужденным осуществлять предписываемые действия, платные услуги по сокращению ожидаемых потерь времени или других ресурсов, причем уровень оплаты оказывается меньшим, чем ожидаемые потери, что и вызывает спрос на такие услуги. Легко видеть, что соответствующая оплата поступает частным лицам в связи с осуществлением введенных от лица государства правил.
Административные барьеры, таким образом, могут создаваться в связи с осуществлением даже таких форм государственного регулирования, которые сами по себе являются общественно полезными, положительно влияют на рост и развитие экономики. Частные доходы от эксплуатации административного барьера тем больше, чем дольше существует барьер, а длительность его существования зависит от того, сколь велики стимулы граждан и организаций к осуществлению действий, направленных на слом административного барьера. Если индивидуальные затраты на следование искусственно переусложненным правилам относительно невелики, то издержки, которые необходимо понести в ходе борьбы с барьером, могут оказаться больше, чем издержки следования ему, так что индивидуальные стимулы к борьбе могут и не возникнуть. Если же число агентов, затрагиваемых барьером, велико, то для совместной борьбы с барьером им нужно будет разрешить проблему коллективного действия, понести запретительно-высокие издержки заключения соглашения о согласованных действиях.
Таким образом, административные барьеры действенны (с точки зрения получения частных доходов их операторов) в тех случаях, когда они предполагают получение сравнительно небольшой платы со стороны большого числа агентов. В этом плане административные барьеры «дополняют» механизмы вымогательства ренты, которые действенны как раз в противоположных ситуациях. Причем, в силу отмеченных особенностей, ликвидация административных барьеров практически невозможна усилиями только тех граждан и организаций, которые вынуждены оплачивать их «работу», для этого требуется либо вмешательство государства (вышестоящих органов власти и управления), либо вмешательство неправительственных организаций, представляющих интересы неопределенного круга физических лиц, либо ассоциаций хозяйствующих субъектов.
Введение излишних регуляций, в том числе и административных барьеров, приводит к тому, что у хозяйствующих субъектов возникают стимулы к «заинтересовыванию» государственных служащих в нарушении или отмене введенных регуляций, т.е. стимулы к подкупу. Такие стимулы тем сильнее, чем значительнее потери бизнеса от введенных излишних ограничений и правил[6].
Приведенный пример институционального анализа регуляций особого типа — административных барьеров — не исчерпывает, разумеется, всего множества проведенных исследований.
Одной из первых работ, содержавших результаты применения методологии НИЭТ к проблематике регулирования, была статья О. Уильямсона (Williamson) (Уильямсон О. Экономия как защита в антимонопольном процессе: компромисс с позиции благосостояния. — В сб.: Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков. СПб.: Экономическая школа, 2003. С. 622 – 649), в которой были представлены аргументы в пользу так называемого «взвешенного подхода» при применении на практике антимонопольного законодательства. Суть этого подхода, в настоящее время широко применяемого в развитых экономически странах, но принципиально нового на момент публикации упомянутой статьи, заключается в том, что при формальном нарушении фирмами положений антимонопольного законодательства (конкретно речь в работе шла о слияниях фирм) судам, с экономической точки зрения, следует принимать во внимание последствия для эффективности использования ресурсов, обусловленные слиянием.
Особый интерес с точки зрения становления неоинституционального подхода к регуляциям представляет раздел статьи, посвященный вертикальным слияниям. Именно здесь О. Уильямсон вводит определение фирмы по Коузу, характеризуя границы фирмы как следствие сравнительной экономии на издержках осуществления трансакций на рынке и внутри фирмы. Он сопоставляет такой подход с технологической трактовкой фирмы и подводит к положению о том, что «вертикальная интеграция может привести к реальной экономии; это объясняется тем, что рыночный обмен не является бесплатным. Выход на рынок предполагает затраты на поиск, на заключение контрактов, стоимость дезинформации, стоимость задержек, затраты на перемещение, на взаимодействие и т.д., и они должны быть сопоставлены с затратами на организацию сделок внутри фирмы. Там, где первые превосходят последние, происходит «вертикальная интеграция», которая, конечно, только на поверхности выступает как вертикальная интеграция: фактически этот процесс представляет собой рационализацию фирмы с ее последующим превращением в оптимальную экономическую единицу» (Уильямсон О. Экономия как защита в антимонопольном процессе: компромисс с позиции благосостояния. — В сб.: Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков. СПб.: Экономическая школа, 2003. С. 622 – 649 С. 645).
Легко видеть, что здесь фактически речь идет о трактовке вертикальной интеграции и независимого функционирования двух или более фирм как двух дискретных институциональных альтернатив, оправданность существования (реализации) которых предлагается трактовать согласно критерию минимизации трансакционных (и трансформационных) издержек, а не согласно формальному соответствию регулирующим правилам. Тем самым, неявно вводится и предпосылка ограниченной рациональности законодателя (или регулирующего ведомства), установившего эти правила. Следовательно, повышение эффективности использования ресурсов — центральный пункт всего антимонопольного законодательства, как было показано выше, — в данном случае обобщается на случай не только трансформационных, но и трансакционных издержек.
Развитие приведенных положений было предпринято К. Менаром (Menard), который рассмотрел проблемы, возникающие при применении стандартных положений антимонопольного регулирования к нестандартным гибридным формам координации действий экономических агентов, занимающим промежуточное положение между рынком и фирмой как альтернативными («крайними») координирующими механизмами. Выбор таких гибридных форм, с одной стороны, повышает эффективность использования ресурсов, т.е. «работает» на общественный интерес, а с другой стороны, может нарушать формальные ограничения, устанавливаемые регулирующими ведомствами, исходящими из полного противопоставления фирмы и рынка. Поэтому возникающие несоответствия должны решаться путем совершенствования регулирующего законодательства, учета в нем новых положений, развитых в экономической теории.
В заключение данного раздела остановимся на группе методов государственного регулирования, разработка и обоснование которых тесно связаны с одной из базовых предпосылок новой институциональной экономической теории — предпосылкой ограниченной рациональности экономических агентов, т.е. отсутствия у них полной, достоверной и бесплатной информации и ограниченности их вычислительных способностей. Эти методы получили название стимулирующего регулирования (incentive regulation)и восходят к теории управления поведением исполнителя (agency theory), в рамках которой как раз и изучаются различные аспекты оппортунистического поведения, неразрывно связанного с неполнотой информации.
Д. Бэйрон и Р. Майерсон (Baron and Myerson) были первыми, кто проанализировал задачи регулирования поведения монополиста, издержки которого для регулятора остаются ненаблюдаемыми (1981 г.)[7]. Они предложили схему стимулирующего регулирования в условиях ухудшающего отбора (adverse selection), базирующуюся на Байесовском механизме, предполагающем замену отсутствующей у регулятора информации относительно параметров фирмы субъективными вероятностями этих параметров.
Обобщение этих исследований, в частности, путем введения в анализ феномена угрозы недобросовестного поведения (moral hazard), было проведено Ж.-Ж. Лаффонтом (Laffont) и Ж. Тиролем (Tirole) (1993 г.). Данные исследователи предполагают, что регулятор максимизирует свою целевую функцию при условии, что регулируемые фирмы используют свои информационные преимущества для максимизации прибыли и что таким фирмам установлена некоторая минимальная прибыль. В очерченных условиях у регулируемых фирм возникают стимулы к снижению издержек своей производственной деятельности, т.е. повышению эффективности использования ресурсов, а не к, например, расходованию этих ресурсов на деятельность по оказанию влияния (захват регулятора).
Теоретическое обоснование таких возможностей для регулируемых фирм при осуществлении особой политики регулирования (применении специальных методов регулирования) предлагает новый взгляд на всю проблему регулирования, в явном виде учитывающий и использующий асимметрию информации для целенаправленного воздействия на поведение фирмы. Соответственно, по мнению Ж.-Ж. Лаффонта и Ж. Тироля, существовавшие ранее теории регулирования «не отвечали стандартам новой теории управления поведением исполнителя, чьей задачей является пролить свет на информационные ограничения, свойственные агентским отношениям. Более того, весьма упрощенные формальные модели, не предполагавшие несовершенство информации, предлагали такие рекомендации для политики, которые требовали наличия информации, на практике отсутствующей».
Какие же инструменты регулирования предлагает новая теория регулирования? Наиболее широко используемый среди них — механизм установления максимальной цены (price cap). Метод максимальной цены был впервые предложен С. Литтлчайлдом (Littlechild) в докладе британскому правительству о регулировании компании British Telecom (1983 г.). Последующая успешность его применения[8] была обусловлена сочетанием в нем двух существенных для регулирования характеристик: созданием стимулов как для снижения издержек в целом, так и для перестройки системы цен на отдельные услуги (например, для местных и междугородных звонков в отрасли телекоммуникаций, пассажирских и грузовых перевозок на железнодорожном транспорте и т.п.).
В соответствии с этим методом, максимальная цена устанавливается на «корзину» услуг, причем на достаточно длительный период (3—5 лет), в течение которого ежегодному уточнению подлежат следующие ее компоненты:
• инфляционный фактор, изменяемый в соответствии с динамикой цен в экономике в целом;
• X -фактор, отражающий улучшения в эффективности использования ресурсов в регулируемой отрасли;
• Y -фактор, учитывающий независящие от отрасли изменения в ее издержках, вызванные изменениями в смежных отраслях или вообще за пределами национальной экономики.
Последние два фактора как раз и представляют собой те субъективные вероятности (экспертные оценки), использование которых предполагается в Байесовском механизме.
Регулируемая фирма (обычно — естественный локальный монополист), исходя из установленной цены в условиях неэластичного спроса, получает возможности для снижения своих издержек и получения значительной прибыли, которая может снизиться лишь по прошествии заданного периода стабильности цены. Соответственно, располагая такой прибылью, фирма может варьировать ценами внутри оказываемого спектра услуг, борясь за другие локальные рынки, и т.п. Регулятор же, отслеживая применяемые технологические и иные инновации и оценивая их воздействие на эффективность использования ресурсов и издержки фирмы, может снижать максимальную цену, изменяя X -фактор.
Методы стимулирующего регулирования, несмотря на их широкое распространение, подвергаются критике по двум направлениям.
Во-первых, если регулятор (регулирующее ведомство) оказывается «захваченным», в соответствии с теорией захвата регулятора, то применение методов стимулирующего регулирования дает ведомству широкую свободу для удовлетворения интересов регулируемой отрасли. Например, использование метода установления максимальной цены дает возможность захваченному ведомству устанавливать такую цену, что регулируемая фирма будет получать положительную экономическую прибыль.
Во-вторых, критике подвергается сам перенос принципов стимулирующей контрактации в сферу государственного регулирования. Дело в том, что в рамках частной контрактации (например, в случае использования стимулирующих контрактов для активизации усилий наемного работника) поручитель принимает на себя все бремя издержек, возникающих в случае ошибочного установления им параметров контракта (например, при ошибочности субъективных оценок распределения работников по их типу). В рамках же процедур стимулирующего регулирования соответствующее ведомство, в случае ошибочности установленных параметров регуляции, такой ответственности перед регулируемыми фирмами не несет. Тем самым, у него нет адекватных стимулов к формированию правильных представлений о значениях параметров фирмы (отрасли).
Кроме того, составной частью теории стимулирующих контрактов является так называемое ограничение совместимости по стимулам, — предпосылка, согласно которой уровень полезности исполнителя (агента), достигаемый им в случае участия в стимулирующем контракте, должен быть не ниже, чем в альтернативной сфере занятости (или деятельности). Другими словами, если предлагаемые поручителем (нанимателем) условия контракта хуже, чем в рамках другой фирмы, исполнитель может отказаться от такого контракта и перейти к другому работодателю (или партнеру, если речь идет о межфирменных контрактах). Очевидно, что во взаимодействиях регулирующего ведомства и фирмы такой свободы выбора нет, поскольку выход из отрасли в случае введения регуляции, снижающей прибыль фирмы, может привести к потерям, существенно превышающим это снижение. Напомним, что именно с этим обстоятельством связан феномен вымогательства ренты (см. выше, гл. 2).
В-третьих, объектом критики являются и некоторые предпосылки концепции стимулирующего регулирования, прежде всего — предположения об информации, которой располагают регулирующие ведомства. Дело в том, что в исследованиях стимулирующему регулированию, вслед за работами по проектированию механизмов стимулирования, сведения, которыми располагает регулятор об отрасли, предполагаются заранее известными, данными ему.
М. Крью (Crew) и П. Кляйндорфер (Kleindorfer) называют эту предпосылку предпосылкой общеизвестности (common knowledge):«Под общеизвестностью мы понимаем стандартную предпосылку большинства исследований по проектированию механизмов стимулирования, согласно которой регулируемая фирма активно раскрывает свой тип (т.е. свои издержки или другие ключевые параметры), зная, что регулятор будет устанавливать параметры регулирования (например, допустимый уровень рентабельности, при регулировании издержек обслуживания, или X -фактор, при установлении максимальной цены), базируясь на выявленном типе фирмы. Предпосылка общеизвестности предполагает, что и регулятор, и фирма принимают как неоспоримое знание вероятностное распределение возможных выявленных типов, равно как и схему регулирования, зависящую от этого общеизвестного распределения. Мы включаем также в нашу широкую критику этого предположения также и его более слабую форму, разрешающую регулятору просто объявлять ex ante некоторое распределение выявленных типов, независимо от того, согласна с этим регулируемая фирма или нет. Ведь любая такая декларация, независимо от согласия с ней регулируемой фирмы, может и должна быть оспариваемой, поскольку различные предположения относительно этого распределения естественно ведут к разным схемам стимулирующего регулирования, при стандартных предпосылках Байесовского подхода, используемых в данных исследованиях. Проще говоря, регулируемая фирма определенно беспокоится о том, какое именно распределение потенциальных типов регулятор объявляет реально существующим, и будет пытаться влиять на принятое определение этого распределения, если оно будет центральным моментом регулирующей схемы. Если такое распределение представляет собой центральный пункт задачи проектирования механизма регулирования, любая теория, которая просто принимает это распределение как данное, без моделирования процесса, который будет сопровождать его конфликтное определение, оказывается фундаментально порочной».
Действительно, в реальности получение подобных сведений всегда является непростым и конфликтным процессом, поскольку фирмы, предполагая (чаще всего вполне обоснованно), что такие данные могут ухудшить их экономическое положение, отнюдь не стремятся к их адекватному раскрытию (напомним, что именно с процесса получения от фирм необходимых для регулирования данных начинается процесс захвата регулятора (см. выше, раздел 3.1). В результате регулирующие ведомства обычно находятся в состоянии информированности, далеком от того, которое предполагается в теории. Следовательно, применение регулирующих схем, рекомендуемых теорией, не может не быть процессом, учитывающим взаимодействие сторон, которое оказывается зачастую противостоянием.
Приведенные критические положения нельзя считать отрицанием теории стимулирующего регулирования. Скорее, они указывают те направления, в которых этот подход нуждается в дальнейшем развитии и обосновании.
Итак, приведенный в трех главах анализ основных теоретических подходов к феномену государственного регулирования экономики показывает, что на деле ни один из них в отдельности не дает полного и исчерпывающего объяснения практике введения и реализации всего разнообразия регуляций.
Эту ситуацию можно интерпретировать двояко:
• во-первых, можно считать, что разные типы или виды регуляций имеют в принципе разное происхождение, поэтому и объяснение им следует искать в различных экономических теориях; иными словами, единой (и единственной) теории регулирования, строго говоря, не существует;
• во-вторых, можно считать, что такая единая или общая теория пока не создана, так что противоречивость объяснений
реально применяемых регуляций есть следствие неразвитости
такой теории.
Безусловно, обе трактовки имеют право на существование, однако вторая позиция получает некоторые подтверждения в практике исследований последних лет. Например, А. Банерджи (Banerjee), исходя из предпосылки благожелательности государства и нацеленности его на общественные интересы, приходит, тем не менее, к объяснению таких наблюдаемых повсеместно феноменов, как выстраивание работниками регулирующих ведомств административных барьеров (red tape, по терминологии данного исследователя), отсутствие у них стимулов к эффективной работе и коррумпированность государственных служащих.
Центральным звеном предложенного Банерджи объяснения существования (и даже в некотором смысле эффективности) упомянутых явлений служит вводимая предпосылка о существовании (значительных) издержек мониторинга политиками действий регулирующих ведомств и преследование государственными служащими (работниками регулирующих ведомств) интересов рационального расходования бюджетных средств, выделяемых на цели субсидирования производства социально значимых благ. При этом социально значимыми (merit goods)принято называть такие частные блага, которые обладают значительными положительными внешними эффектами, интернализовать которые в состоянии только общество в целом, а также государство как представитель общества. При отсутствии у работников регулирующих ведомств достоверной информации о том, насколько высоко экономические агенты в регулируемой сфере оценивают распределяемое между ними социально значимое благо, административные барьеры и взятки оказываются сигналами, несущими информацию, необходимую для принятия эффективных решений внутри ведомства.
Разумеется, охарактеризованный подход не может считаться решением задачи формирования единой теории государственного регулирования, однако он явно демонстрирует наличие не до конца использованных возможностей построения такой теории.
[1] Регуляции представляют собой правила поведения экономических агентов, вводимые государством для того. Чтобы достичь тех или иных целей государственной политики.
[2] Теорема была сформулирована Р. Коузом (Coase) в 1960 г.
[3] См.: Заостровцев А.П. Поиск ренты и потери общества // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 1996. № 2. С. 39 – 54; Он же. Правовые акты и административная регламентация как стимулы и условия поиска ренты: санкт-петербургский вариант // Тамбовцев В.Л. (ред.). Экономический анализ нормативных актов. М.: ТЕИС, 2001. С. 326 – 348.
[4] В соответствии с законодательством США, решения регулирующих комиссий могут быть оспорены в судебном порядке.
[5] Общей причиной такой неспособности выступают ограниченная рациональность суда, а также существование скрытой информации, которая доступна только одной из сторон сделки.
[6] Необходимо отметить, что стимулы к подкупу государственных служащих возникают у хозяйствующих субъектов не только в связи с чрезмерным регулированием, но и в связи с теми регулирующими воздействиями, которые являются вполне оправданными с точки зрения экономического развития, т.е. с регулированием, компенсирующим несовершенства рынка. Ведь, например, ограничения злоупотреблений доминирующим положением продавца на рынке, принося выгоды покупателям и обществу в целом, одновременно снижают прибыль продавца; следовательно, у него возникает стимул к «преодолению» таких ограничений, в частности, путем подкупа работников контролирующих государственных органов. Объект коррупции — служащий, от которого зависит, «закрывать ли глаза» на нарушение или нет, выполняет здесь пассивную роль. Эти обстоятельства лежат в основе экономической теории регулирования и теории захвата регулятора, которые были охарактеризованы выше.
[7] Принято считать, что именно эта работа положила начало целому направлению исследований в современной экономической теории, известному как проектирование механизмов стимулирования (mechanism design). В его основе лежит понятие стимулирующего контракта,. Суть стимулирующих контрактов заключается в том, что они устанавливают связь между вознаграждением исполнителя и ненаблюдаемым уровнем его усилий, основываясь на известной вероятностной связи между (1) этими усилиями (их самостоятельно выбирает работник, максимизируя свою функцию полезности), (2) случайными факторами (не зависящими от усилий работника) и (3) результатами деятельности работника (прибылью фирмы, на которую работает исполнитель).
[8] В 2000 г. этот метод использовался в области телекоммуникаций, например, в большинстве стран ОЭСР, в 40 из пятидесяти штатов США, а также многими другими странами.