Эколого-экономическое регулирование добычи рыбных ресурсов

Проблемы использования и охраны биологических ресурсов

(на примере рыбных ресурсов)

Согласно определению, к возобновимым относят те ресурсы, запасы которых постоянно обновляются. Однако было бы ошибкой считать, что они могут существовать вечно. Некоторые виды возобновимых ресурсов, такие как популяции животных и растений, могут исчезнуть, если их чрезмерно эксплуатировать. Будет популяция увеличиваться или сокращаться, зависит от ее размера, и если по вине человека численность составляющих ее особей упадет, ниже определенного порогового значения, данный биологический вид может исчезнуть.

Исчезновение видов при всей своей значимости – это не единственная проблема возобновимых ресурсов. Особенностью популяции живых организмов является то, что ее размер определяется как чисто биологическими факторами, так и социальными факторами. В свою очередь, от размера популяции зависит будущий доступ к ресурсу. Второй серьезной проблемой использования возобновимых ресурсов является определение оптимальных его масштабов в межвременном аспекте и с точки зрения возможности удовлетворения потребностей разных поколений.

Еще в начале 1970-х гг. появилась появилась информация о том, что мировые запасы рыбы начали заметно сокращаться. Особую тревогу вызвало резкое сокращение популяций некоторых ценных пород рыбы, таких как треска, палтус и пикша, хотя его вполне компенсировал одновременный прирост популяций менее популярных и ценных пород. Объяснение причин этого явления имеет большое значение не только потому, что рыба является важным источником протеина3, но и в силу того, что полученные выводы можно применить в отношении широкого круга естественных ресурсов совместного пользования.

Экономический подход к решению этой проблемы требует определения оптимального уровня добычи рыбы, выяснения роли рынка в распределении ресурсов совместного пользования и выбора инструментов экологической политики, которые можно использовать для регулирования запасов рыбных ресурсов, а также других биологических видов.

Рассмотрим некоторые из мер, применяемых в мировой практике для регулирования добычи рыбы и преодоления негативных последствий, связанных с чрезмерной эксплуатацией рыбных ресурсов. Наиболее значимыми из них являются развитие аквакультуры, прямое регулирование, налогообложение факторов производства и система торговли квотами на добычу рыбы.

Аквакультура. Поскольку проблема истощения рыбных ресурсов во многом связана с отсутствием четко установленных прав собственности, одним из ее решений может быть их передача какой-то их части в руки индивидуальных владельцев. Однако установление прав частной собственности на рыбные ресурсы возможно лишь в том случае, когда порода рыбы характеризуется низкой мобильностью, а места ее обитания можно огородить различного рода барьерами. Следует иметь в виду и биологические особенности того или иного вида, побуждающие его представителей инстинктивно возвращаться к местам прежнего обитания на нерест.

Если эти условия соблюдаются, можно успешно развивать аквакультуру – разведение и выращивание водных организмов (рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей) в континентальных водоемах или на специально созданных морских плантациях. История аквакультуры насчитывает более 4000 лет: еще в Древнем Китае рыбу разводили в прудах для последующей продажи.

Преимуществом аквакультуры является экономическая заинтересованность владельца предприятия в повышении продуктивности рыбных ресурсов (например, за счет добавления в рацион различных питательных веществ или контроля температуры водоема). В современной мировой практике имеется множество примеров успешного развития

аквакультуры, позволившего не только увеличить численность популяций промысловых рыб, но и спасти некоторые из них от полного исчезновения.

Тем не менее, следует обратить внимание, что возможности аквакультуры распространяются на ограниченный круг водных организмов, и она не является универсальным методом борьбы с истощением рыбных ресурсов.

Прямое регулирование. Еще одним способом регулирования добычи рыбных ресурсов является прямое регулирование в виде лимитов, запретов и ограничений которые достаточно широко применяются в мировой практике. Однако особенностью этих инструментов является не только то, что они чаще всего не дают желаемых результатов, но и их экономическая неэффективность.

Выдача государством разрешений на добычу рыбы в пределах ограниченного периода времени подталкивает рыбаков к приобретению более мощного оборудования, чтобы использовать его с максимальной интенсивностью в течение ограниченного времени. Это ведет к экономически неоправданным расходам на капитал.

Таким образом, инструменты прямого регулирования негативно влияют на чистый выигрыш от добычи рыбы, формируя стимулы к нарушению лимитов и запретов.

Альтернативой прямому регулированию является налогообложение факторов производства (труда и капитала), применяемых для добычи рыбы.

В системе прямого регулирования все издержки связаны с реальными затратами ресурсов, от которых общество ничего не выигрывает. Трансфертные издержки предполагают, что экономические ресурсы не расходуются полностью, и то, что для одной части общества является затратами, становится доходом для другой. Поэтому при расчете чистого выигрыша из общего дохода нужно вычитать только реальные издержки.

Квоты. Недостатки инструментов прямого регулирования, с одной стороны, и налогообложения – с другой, содействовали поиску альтернативных инструментов, одним из которых являются количественные ограничения на добычу рыбы – квоты. Для того, чтобы система квотирования рыбного промысла была эффективной, она должна соответствовать следующим требованиям:

1. Владелец квоты имеет право на добычу определенного вида рыбы в установленном количестве.

2. Общий объем разрешенной добычи, распределенный между индивидуальными рыбаками, должен равняться оптимальному уровню добычи рыбы.

3. Владельцы квот имеют право свободно обмениваться ими друг с другом (переуступать квоты).

Особую роль играет третье условие, обеспечивающее достижение экономической эффективности за счет того, что субъекты с высокими издержками добычи рыбы вправе уступить свои квоты субъектам с низкими издержками, что позволяет последним наращивать добычу рыбы и получать прибыль в рамках установленного суммарного лимита.

В отличие от инструментов прямого регулирования, сдерживающих технический прогресс в рыболовецкой отрасли, квоты содействуют его развитию, потому что технические нововведения позволяют использовать квоту с максимальной продуктивностью, получая более высокие доходы.

Кроме того, система квотирования допускает присвоение ренты владельцами рыбных ресурсов, хотя эта возможность напрямую зависит от способа первоначального распределения квот. Если квоты продаются на аукционе, вся рента, как и в случае налогообложения, достается государству. Если же государство распределяет квоты бесплатно, исходя из исторически сложившихся объемов добычи, то вся рента достается рыбакам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: