Экологическое страхование. Инструменты системы экологического кредитования

Инструменты системы экологического кредитования

К инструментам системы кредитования относятся процентные ставки и условия кредитования, которые могут быть как льготными, так и дискриминирующими. Например, предприятия, активно занимающиеся природоохранной деятельностью, могут претендовать на льготный кредит (низкая ставка, длительный срок) в случае покупки природоохранного оборудования.

К инструментам системы кредитования также относят режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования. В общем виде этот режим предполагает более быстрый перенос стоимости основного капитала на стоимость производимых товаров и услуг. При этом срок амортизации может сокращаться в два раза и более, и это является хорошим стимулом к осуществлению природоохранной деятельности.

Еще одним инструментом системы экологического кредитования является залоговая цена. Она является альтернативой экологическому налогообложению, одним из недостатков которого является то, что он может вынудить загрязнителя применять нелегальные способы обращения с отходами и загрязняющими веществами, чтобы избежать платежей. Залоговая цена служит для устранения разрыва между частными и общественными издержками ненадлежащего обращения с отходами (в первую очередь, их размещения). В целом залоговая система предполагает внесение аванса за возможное загрязнение окружающей среды, гарантируя его возврат, если загрязнение было предотвращено.

С экономической точки зрения нелегальное или ненадлежащее размещение отходов представляет собой отрицательный внешний эффект. Внешние издержки (ущерб) могут выступать в разных формах, начиная от угрозы для здоровья людей (например, вызванной попаданием в окружающую среду кислоты из отслуживших батареек) и заканчивая неэстетичным видом мусорной свалки. Залоговая система побуждает потенциального загрязнителя принимать во внимание не только свои собственные, но и внешние издержки.

Часто крупномасштабное и опасное загрязнение окружающей среды является следствием промышленных аварий и стихийных бедствий (самыми известными примерами являются Чернобыльская катастрофа, однако в таких ситуациях невозможно заранее учесть и оценить все негативные последствия. Тем не менее, реализация принципа «загрязнитель платит» требует введения юридических норм, позволяющих преодолеть последствия аварий путем компенсации причиненного ущерба. Экологическое страхование позволяет аккумулировать компенсационные средства за счет страховых взносов фирм – потенциальных загрязнителей.

Экологическое страхование выступает, прежде всего, в виде обязательного страхования экономических объектов, эксплуатация которых связана с высоким риском аварий и катастроф. Размер страхового платежа зависит от потенциального ущерба, а также от оценки вероятности неблагоприятного события. Необходимость страховых выплат побуждает фирмы к принятию мер по усилению экологической безопасности и предотвращению аварий,

поскольку размеры платежей зависят от их природоохранной активности.

Фирмы, осуществляющие инвестиции в повышение экологической безопасности, могут освобождаться от части выплат. В то же время деятельность фирм, которые игнорируют такую деятельность, может быть

ограничена или запрещена. Особый случай представляет собой так называемый исторический ущерб, обусловленный загрязнением окружающей среды, которое произошло в далеком прошлом. Поскольку эмитенты давно прекратили существование, их невозможно привлечь к ответственности, чтобы реализовать принцип «загрязнитель платит». Поэтому здесь применяется бюджетное и внебюджетное финансирование по принципу «платит жертва».

Наряду с обязательным существует также добровольное страхование от стихийных бедствий, которые могут сопровождаться загрязнением окружающей среды.

Государственная политика в области охраны окружающей среды
Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Они касаются различных сфер деятельности человеческого общества, во много определяя особенности устойчивого развития каждого государства, в том числе и нашей страны. Конституция Республики Беларусь - основной закон нашего государства, гарантирует право каждого гражданина страны на благоприятную окружающую среду, на экологически безопасные условия для проживания людей, право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии природной среды, участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Проводимая государственная экологическая политика предусматривает последовательное проведение структурной перестройки производственной сферы, совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, утилизацию и переработку отходов, ликвидацию негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Главной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, последовательно проводить структурную перестройку производственной сферы, осуществлять техническую политику, основанную на ресурсосбережении, ресурсозамещении, применении малоотходных и безотходных технологий. Основными направлениями работы по реализации государственной экологической политики являются: совершенствование природоохранного законодательства; внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за природопользованием и охраной окружающей среды; создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий; совершенствование системы органов управления и экологического контроля; реализация программы подготовки кадров и повышения экологической культуры населения; развитие международного сотрудничества и более активное использование зарубежного опыта в решении экологических проблем. В Республике Беларусь сложилась целостная система планирования мероприятий по охране окружающей среды. Широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К таким программам следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защита населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции и многие другие. Практика перспективного и текущего планирования природоохранной деятельности во многом способствует успешному решению многих экологических проблем. К ним можно отнести создание широкой сети особо охраняемых природных территорий, восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов, увеличение лесистости территорий, развитие мощного потенциала экологической науки и т.д. ЛЕКЦИЯ 10

ТЕМА: СИСТЕМА ПЛАТНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: